CustomsAlert № 7
Уважаемые коллеги!
Правительство поставило ставки экспортной пошлины в зависимость от курса доллара, заодно впервые введя пошлину для широкой номенклатуры экспортируемых товаров.
Подробнее в CustomsAlert №7.
СУТЬ СОБЫТИЯ
1 октября 2023 года вступило в силу Постановление Правительства от 21.09.2023 № 1538 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза» (далее – Постановление № 1538).

Документ вводит вывозные таможенные пошлины на ряд товаров, вывоз которых ранее пошлинами не облагался. Однако еще более знаковым нововведением является появление ранее не применявшегося в России механизма установления прогрессивной ставки таможенной пошлины в зависимости от курса доллара.

На какие товары распространяется

Постановление № 1538 одновременно как вводит новые таможенные сборы в отношении ряда товаров, для которых ранее экспортные пошлины не действовали, так и вносит изменения в действующее Постановление Правительства РФ от 27.11.2021 № 2068, которым в общем порядке установлены актуальные ставки пошлин при вывозе товаров за пределы ЕАЭС.

Новый механизм касается большей части товаров, указанных в ТН ВЭД ЕАЭС, за исключением:

1) ряда товарных групп (например, транспортные средства, фармацевтика, одежда и обувь, некоторые продукты питания и иные);

2) отдельных товарных позиций, прямо поименованных в Постановлении с упоминанием кодов ТН ВЭД ЕАЭС.

На товары, в отношении которых в последнее время уже были введены таможенные пошлины другими актами Правительства (зерновые культуры, подсолнечное масло, нефть и нефтепродукты, газ природный и т.д.), новое Постановление № 1538 не распространяется. В то же время изменены ставки вывозных таможенных пошлин в отношении удобрений, которые ранее были установлены упомянутым Постановлением Правительства РФ от 27.11.2021 № 2068.

Ставки

Прогрессивная ставка вывозной таможенной пошлины зависит от среднего значения курса доллара США к рублю за период с 26 числа календарного месяца, предшествующего календарному месяцу, в котором завершается период мониторинга курса, по 25 число (включительно) календарного месяца, предшествующего календарному месяцу применения ставки. Так, первым периодом для расчета ставки стал месяц с 26 августа по 25 сентября, а получившаяся по итогам мониторинга курса за этот период ставка применяется с 01 октября.

Размер определенной таким образом ставки публикуется на сайте Минэкономразвития РФ, но в любом случае должен находиться в диапазоне от 0% до 7%. На октябрь 2023 установлено максимальное значение – 7%.

Для минеральных удобрений отдельно добавлены ставки 7% и 10% также в зависимости от курса доллара США к рублю.

Переходный период

Важно отметить, что несмотря на то, что Постановление № 1538 вступило в силу 1 октября 2023, оно имеет определенную обратную силу, распространяя свое действие на товары, помещенные до 1 октября 2023 под таможенные процедуры с применением особенностей неполного, периодического и временного периодического таможенного декларирования и не вывезенные за пределы ЕАЭС. Не подпадают под данное правило только товары, которые до 1 октября были приняты АО «РЖД» к перевозке или в отношении которых было оформлено поручение на отгрузку на морское судно.

Период действия

Новый порядок определения ставок вывозных таможенных пошлин должен действовать до 31 декабря 2024 года.
ОЦЕНКА TAXOLOGY
Официальной целью введения таможенной пошлины на широкий перечень экспортируемых товаров является защита внутреннего рынка от необоснованного повышения цен, однако следует отметить, что данное Постановление также будет серьезно влиять на курс национальной валюты и пополняемость бюджета. Последнее обстоятельство вкупе с тем, что новый порядок определения ставок пошлины почти неизбирательно применяется к максимально широкому кругу товаров, причем без анализа состояния конкретных внутренних товарных рынков на предмет решаемых через «защиту рынка» проблем, позволяет судить о превалировании фискальной составляющей над регуляторной в этом механизме. Фактически такая пошлина представляет собой фискальное изъятие части «сверхприбыли» экспортеров, образующейся, по мнению государства, от «выгодного» обменного курса валюты при экспорте. Презумпция получения такой «сверхприбыли», к сожалению, даже формально никак не связана с реальными экономическими показателями в деятельности конкретного экспортера.

Равным образом сейчас сложно предсказать, насколько ожидаемое после нововведения сокращение экспорта в физических показателях повлияет на приток экспортной выручки в страну, а в итоге – на курс валюты, внутренний товарный рынок и прочие макроэкономические показатели. Учитывая экстренность, широкомасштабность меры и очевидно плохо предсказуемые ее последствия, не исключено, что она может быть существенно скорректирована, как минимум, по отдельным товарным группам, ранее заявленного срока действия (до конца 2024 года).

Прямо сейчас экспортерам, столкнувшимся с внезапным повышением фискальной нагрузки, к которому невозможно заранее подготовиться (к таможенным платежам не применяются гарантии, аналогичные указанным в статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении отсрочки вступления в силу норм о повышении налогов), все равно можно предпринять некоторые действия.

Как указано выше, часть товаров по Товарной номенклатуре ВЭД ЕАЭС не охватывается Постановлением № 1538. Соответственно, для некоторых экспортеров может стать актуальной проверка номенклатуры экспортируемых товаров (особенно не облагавшихся ранее) на предмет возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин.

Дополнительно необходимо отметить, что итоговый размер пошлины зависит не только от курса доллара и полученной ставки, но и от таможенной стоимости товаров. Наиболее распространенным методом при определении таможенной стоимости товаров является ее определение по цене сделки. Для целей определения таможенной стоимости данным методом к основной цене сделки также добавляются дополнительные составляющие (например, расходы покупателя на тару и на упаковку вывозимых товаров или вознаграждение, уплачиваемое агенту). В ряде случаев возможно снижение размера таможенных платежей при оптимизации некоторых условий внешнеторговых контрактов даже без пересмотра основной ценовой составляющей сделки.

Альтернативным вариантом экономии здесь может выступить пересмотр экспортной цены сделки, однако этот вариант каждому экспортеру необходимо тщательно оценивать для себя с учетом конкретных обстоятельств ведения им деятельности, объективных ценовых факторов и возможных налоговых (не таможенных) последствий корректировки цены, а также рисков последующего оспаривания подобной корректировки.
Специалисты Taxology имеют значительный опыт защиты прав участников ВЭД в спорах с таможенными органами, комплексного структурирования внешнеторговых сделок и определения рыночного уровня цен в них и при необходимости будут рады применить этот опыт в Вашей ситуации.
CustomsAlert для Вас представили:
Надеемся, что наш алерт будет полезен в Вашей работе!