2018 год во многом останется в памяти налоговых специалистов благодаря целому ряду решений СКЭС ВС РФ, основанных на принципах налогообложения. Но комментируемое дело выделяется даже в этом достойном ряду: не так часто толкование, предложенное ВС РФ как раз с учетом принципов, расходится с буквальным прочтением очевидно несправедливой нормы.
Рассмотренная в деле норма с 2015 года по сути «поставила крест» на внутрихолдинговых перепродажах имущества и практике существования единых закупочных центров для групп компаний. Законодатель, который стремился прекратить практику злоупотреблений через формальную смену собственника у имущества (к слову, еще в 2013 году одобренную сразу несколькими письмами Минфина России), не предусмотрел всех последствий принятой в спешке нормы. Вместо использования вполне доступных на тот момент антизлоупотребительных инструментов (концепции необоснованной налоговой выгоды, деловой цели и т.п.) был выбран неподходящий инструментарий. В результате, как предсказывалось многими, жертвой такого «сплошного» и абсурдного регулирования стали добросовестные налогоплательщики.
В арбитражных судах возобладал сугубо формальный подход к применению ограничений пункта 25 статьи 381 НК РФ – проигранные налогоплательщиками дела исчисляются десятками. Редкие исключения – споры, где компаниям удалось доказать «неидентичность» приобретенного имущества и принятого затем к учету в качестве основного средства объекта с учетом расходов на доработку, монтаж, пусконаладку и т.п. (см.. например, дело №
А76-14281/2017).
Примечательно, что прямо сейчас после проигранных дел с жалобами в Конституционный Суд Российской Федерации обратились сразу три компании: ЗАО «Инкар» (дело №
А08-593/2017), АО «Новая перевозочная компания» (дело №
А40-11739/2017) и АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» (дело №
А65-4151/2017). Эти дела пока изучаются судьями Конституционного Суда (запросы о получении мнения по ситуации направлены в различные госорганы), и не исключено, что они тоже содержательно выскажутся по теме. Впрочем, согласно устойчивой практике Конституционного Суда, его позиции будут действовать для правоприменителей только на будущее (ретроспектива допустима лишь в отношении дел самих заявителей конституционных жалоб), а толкование ВС РФ может быть использовано в том числе в отношении прошлых периодов.
В данном деле ВС РФ предложил в качестве базового принципа толкования учет основных начал законодательства о налогах и сборах, через призму которых должны рассматриваться конкретные статьи и нормы части второй Кодекса. Эти начала поименованы в статье 3 НК РФ и должны помочь правильно уяснить смысл и содержание нормы там и тогда, когда буквальное прочтение закона приводит к явно неправовым решениям и выводам. Очевидно, ВС РФ предлагает судам в таких ситуациях не обращаться с запросом в Конституционный Суд (к слову, в отношении пункта 25 статьи 381 НК РФ такие ходатайства звучали практически в каждом арбитражном деле, но ни одно так и не было удовлетворено), а использовать способы толкования, знакомые каждому юристу еще по учебному курсу теории государства и права. Но при этом в процессе толкования не слепо следовать буквальному прочтению нормы вне связи с другими элементами правовой системы, а отдавать предпочтение нормам-принципам, закрепленным в статье 3 НК РФ.
Среди таковых наиболее часто нарушаются как раз принципы равенства и экономического основания налогообложения. Последнее можно уяснить в том числе из воли государства при введении того или иного правила. В отношении пункта 25 статьи 381 НК РФ содержание воли и мотивы законотворческого решения явно следуют как из упомянутых ВС РФ Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, так и из стенограмм и пояснительных записок, касающихся прохождения законопроекта в нижней палате парламента. Здесь мы имеем дело с тем редким случаем, когда уяснение воли и мотивов законодателя не представляет сложности. Соответствующий такому подходу телеологический способ толкования нормы права и был применен ВС РФ в комментируемом деле.
Следует отметить еще два немаловажных тезиса. Во-первых, ВС РФ подчеркнул, что взаимозависимость лиц – еще не приговор. Действительно, факт взаимозависимости может служить поводом к более тщательному контролю за сделками, приводить к процедурным нюансам налогового контроля или к негативной оценке согласованности действий сторон с точки зрения возможных злоупотреблений. Однако сам по себе этот факт не должен служить безусловным основанием для более жестких материально-правовых налоговых последствий – в частности, одна лишь взаимозависимость не должна приводить к возникновению нового объекта налогообложения после перехода права собственности на имущество.
Второй важный момент, на который последовательно обращает внимание ВС РФ, - соблюдение принципа равенства налогообложения, при котором одинаковые с экономической точки зрения операции должны влечь одинаковые последствия (см.
Постановление Президиума ВАС РФ № 3589/13 от 08.10.2013 и
Определение СКЭС ВС РФ от 30.07.2015 № 305-КГ15-3206). В этом контексте покупка того же самого имущества у независимого продавца на идентичных условиях без возникновения налога свидетельствует о том, что в комментируемой ситуации этот принцип нарушен. ВС РФ по этому поводу очень верно указывает на «дискриминацию и произвольное налогообложение» - термины, нечасто встречающиеся в мотивировочной части судебных актов.
Следует отметить, что правовая позиция СКЭС ВС РФ сформулирована достаточно универсально как для налогового правоприменения в целом, так и в отношении пункта 25 статьи 381 НК РФ в частности. Фактические обстоятельства рассмотренного спора не представлены как уникальные – скорее наоборот, они выглядят в описании позиции как частная иллюстрация общего подхода. Согласно последнему, льгота по движимому имуществу применима ко всем ситуациям, когда само имущество было вновь создано после 01.01.2013, но в результате последовавших событий перешло к налогоплательщику от взаимозависимого лица (неважно, вследствие реорганизации, покупки, как результат выполнения работ и т.п.). Если выявленная Судом цель законодателя (обновление основных фондов после 01.01.2013) выполняется и при этом не происходит злоупотребления или ухода от налогообложения, право на льготу есть.
Очевидно, эта позиция окажет значительное влияние на практику рассмотрения подобных споров. И хоть с 01.01.2019 благодаря Федеральному закону от 03.08.2018 №
302-ФЗ и отмене налога на движимое имущество тема во многом утратит актуальность, в отношении налоговых периодов до 2019 года она по-прежнему важна. Ведь даже в «сумбурном» с точки зрения обсуждаемой проблемы 2018 году применение пониженных налоговых ставок к движимому имуществу поставлено в зависимость от этих же самых критериев, ограничивающих право на льготу.