Комментируемое дело представляется знаковым по нескольким причинам. Во-первых, при его рассмотрении подвергнут тесту пункт 14 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 НК РФ от 16.02.2017.
Сразу после появления Обзора самой большой интригой стала возможность применения его положений на практике, поскольку в «
модельном деле» ООО «ЮИИ Сибирь», положенном в основу разъяснения, ключевым был вопрос о том, можно ли считать соблюденным условие о размере вклада в капитал, если сначала он был увеличен путем внесения имущества, затем снова уменьшен, но имущество было оставлено в распоряжении российского общества.
Несоответствие обстоятельств «модельного дела» и самого разъяснения Президиума ВС РФ позволило арбитражным судам не принимать во внимание пункт 14 Обзора в ситуациях, аналогичных делу ОАО «СУЭК-Кузбасс».
Тем важнее, что Судебная коллегия своим Определением подтвердила для нижестоящих судов «либеральное» содержание разъяснения из Обзора, которое требует последовательной переквалификации не только сверхнормативных процентов в дивиденды, но и соответствующего им долга – в капитал для целей Соглашения.
Любопытно, что данное дело не является единственным подобным, рассмотренным Верховным Судом. В тот же день 06.03.2018 для пересмотра в Судебную коллегию было передано
аналогичное дело АО «Каширский двор – Северянин» (заседание Коллегии состоится 04.04.2018).
Это дело интересно тем, что в
кассационном постановлении по нему были аккумулированы все возможные контраргументы касательно возможности применения обсуждаемой правовой позиции к так называемым «сестринским займам».
В числе прочего Арбитражный суд Московского округа счел, что пункт 14 Обзора может применяться лишь к «добросовестным налогоплательщикам», которые добровольно учитывают сверхнормативные проценты по займам от аффилированных лиц как дивиденды в случае недостаточной капитализации.
С этой точки зрения следует подчеркнуть значимость комментируемого Определения, поскольку после известного
Постановления Президиума ВАС от 15.11.2011 № 8654/11 по делу ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» именно формально не попадавшие (до 2017 года) под критерии контролируемой задолженности займы от сестринских иностранных компаний стали весьма популярными в России – квинтэссенцией этой ситуации стало даже специальное разъяснение из пункта 13 того же упомянутого Обзора от 16.02.2017, который объяснял, почему такую задолженность следует признавать контролируемой вопреки буквальному прочтению пункта 2 статьи 269 НК РФ.
Именно для этой наиболее распространенной категории займов важны выводы Суда в Определении от 06.03.2018, поскольку «сестринские займы» зачастую как раз и привлекались, чтобы избежать правил «тонкой капитализации».
В то же время стоит отметить, что комментируемая правовая позиция еще недавно не была очевидной для самого Верховного Суда: в декабре 2017 года судьей ВС РФ было отказано в пересмотре абсолютно идентичного спора №
А50-17405/2016 с участием ООО «Фирма «Радиус-Сервис».
На фоне последующей передачи не имеющих сущностных отличий двух аналогичных дел в настоящее время ООО «Фирма «Радиус-Сервис» подана жалоба на имя Заместителя Председателя ВС РФ.
Любопытная деталь: дело ОАО «СУЭК Кузбасс» передала на рассмотрение Коллегии судья М.К. Антонова, которая за месяц до того отказала в аналогичной передаче упомянутого истребованного дела №
А50-17405/2016.
Причем после передачи
дела АО «Каширский двор – Северянин» в принципе не усматривается разумных оснований для каких-либо различий между всеми тремя ситуациями: если кипрское Соглашение еще имеет ряд отличий от других международных договоров, то подлежащие применению в деле «Каширского двора» российско-австрийское соглашение и применимое в деле «Радиус-Сервиса» российско-голландское в принципе не имеют существенных отличий между собой в части налогообложения дивидендов и предъявляемых к льготным налоговым ставкам требований (например, доля в капитале, которая с учетом комментируемой правовой позиции легко может быть определена исходя из отношения переквалифицированной контролируемой задолженности к уставному капиталу).
Собственно, предложенное Судом обоснование позиции в комментируемом
определении лишь подтверждает универсальность этого подхода.
Следует отметить и еще один момент: в этом деле впервые на уровне Судебной коллегии ВС РФ был поднят вопрос о фактическом праве на доход у иностранного лица, получающего такой доход из России и претендующего на применение льготных положений соглашений об избежании двойного налогообложения.
В частности, Коллегия, продолжая линию, официально и подробно озвученную в известном
Письме ФНС России от 17.05.2017 № СА-4-7/9270@ «О практике рассмотрения споров по вопросу неправомерного применения налоговыми агентами льготных условий налогообложения при взимании налога на прибыль с доходов иностранных организаций» (см.
TaxAlert № 72 от 22.05.2017), подтверждает, что налоговая льгота из Соглашения «не может применяться в ситуациях, когда стоящие за предоставлением финансирования и выплатой дохода отношения не связаны с привлечением иностранного капитала в российскую экономику, а действия участников этих отношений направлены лишь на создание удобного (льготного) налогового режима. В такой ситуации налогообложение производится с учетом налогового резидентства действительного получателя дохода».
В контексте обстоятельств комментируемого дела интересно, что фактическое право на доход у SUEK Plc не подвергалось сомнению ни нижестоящими судами (оно не было предметом спора), ни налоговым органом, который сам применил пониженную ставку из Соглашения 10% вместо установленных НК РФ 15%.
С одной стороны, направление дела на новое рассмотрение с учетом данного обстоятельства выглядит несколько странным. С другой – подчеркивает важность данного критерия и того, что претендент на налоговые льготы из международных соглашений действительно каждый раз должен представлять собой иностранного инвестора, осуществляющего вложения в российскую экономику, требующие последующей защиты (см. преамбулу Обзора практики рассмотрения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017).