06 февраля 2018 года Конституционный Суд Российской Федерации принял любопытное и довольно позитивное
Постановление № 6-П по жалобе ОАО «ТАИФ».
Предметом обжалования выступили положения статей 81 и 123 НК РФ, которые позволяют привлекать налоговых агентов к ответственности за незначительные просрочки по перечислению удержанного НДФЛ даже тогда, когда возникшая недоимка была добровольно погашена с уплатой пени до окончания налогового периода и до момента, когда налоговому органу стало известно о такой недоимке, либо когда была назначена выездная налоговая проверка.
Конституционный Суд решил, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции России, однако указанное выше их прочтение не является правомерным, а потому практика их применения должна быть соответствующим образом скорректирована.
Мотивировочная часть Постановления довольно любопытна. Прежде всего, Суд напоминает о том, что меры налогового принуждения бывают двух типов: право восстановительными (к ним относится пеня) и штрафными (карательными).
Своевременность уплаты НДФЛ может обеспечиваться со стороны государства штрафными мерами, однако это «не исключает наличие в налоговом законе предписаний, направленных на создание как у налогоплательщиков, так и у налоговых агентов заинтересованности в самостоятельном исправлении ошибок, допущенных ими при исполнении возложенных на них налоговых обязанностей».
Как раз на последнее направлен известный пункт 4 статьи 81 НК РФ, предусматривающий освобождение от ответственности за неуплату налога в случае подачи налогоплательщиком (агентом) уточненной декларации (расчета) и уплаты налога с соответствующими пенями до начала выездной проверки или обнаружения недоимки налоговым органом.
Нетрудно заметить, что в идентичной по сути ситуации просрочки по уплате НДФЛ единственным отличием является отсутствие уточненного расчета и даже самой возможности его подать.
Первичный расчет НДФЛ по итогам года, очевидно, уже содержит правильные суммы и ошибочным быть не может. Конституционный Суд счел, что при таких условиях более суровое обращение с налоговыми агентами, доплатившими недоимку до окончания налогового периода, несправедливо.
Иными словами, ставить применение «фискально-поощрительных мер» в зависимость только от факта подачи расчета нельзя.
Примечательно, что Конституционный Суд сослался и на соответствующую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
Постановлении от 18 марта 2014 года № 18290/13 по делу ПАО «МТС».
В нем была подчеркнута идея о том, что неправомерно привлечение к одинаковой ответственности недобросовестных налоговых агентов, выплачивающих доходы иностранным организациям, и законопослушных, которые добровольно и самостоятельно произвели уплату недоимки и пени, в том числе до окончания налогового периода.
Также любопытно, что Конституционный Суд ссылается в том числе на письмо Председателя ВС РФ, где поддержана эта мысль, однако в итоге указано на формальную невозможность применения пункта 4 статьи 81 в деле ОАО «ТАИФ».
Как следствие, Конституционный Суд решил, что спорные нормы «не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате налога на доходы физических лиц, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности, если он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки, притом что отсутствуют доказательства, указывающие на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки)».