В последнее время Конституционный Суд стал чаще обращаться к вопросам налогообложения. Однако в отличие от недавнего дела о правильной квалификации детских колясок для целей применения налоговой ставки по НДС, в комментируемом Постановлении Суду удалось удержаться от превращения в «ординарную» инстанцию по исправлению судебных ошибок других судов в конкретном деле и затронуть действительно важные вопросы.
Крайне любопытным представляется вывод о недопустимости обратной силы ухудшающего положение налогоплательщика толкования нормы.
Безусловно, этот посыл можно приветствовать как правильный и направленный на обеспечение стабильности и предсказуемости условий хозяйствования хотя бы в отношении уже прошедших налоговых периодов (здесь напрашивается сравнение с фактически обратной силой статьи 54.1 НК РФ, но по данному вопросу, Конституционному Суду, вероятно, еще предстоит высказаться).
Однако практическое применение позиции рискует столкнуться с неразрешимыми проблемами. Наиболее важная из них касается того, когда можно считать измененной судебную арбитражную практику по какому-либо вопросу?
Во-первых, сам Конституционный Суд еще недавно в
Постановлении № 24-П от 17.10.2017 отмечал, что практикообразующее значение имеют, по сути, только акты Президиума и Пленума ВС РФ, к ним не могут быть отнесены даже определения судебных коллегий Верховного Суда РФ по конкретным делам.
Однако в деле Флота НМТП Конституционный Суд признает такое значение даже не за актами коллегии – за единичным «отказным» определением судьи ВС РФ.
Ссылаться на подобное в нижестоящих судах долгое время считалось моветоном из-за специфики процедуры рассмотрения дел Верховным Судом (далеко не все дела, в пересмотре которых отказано, действительно разрешаются верно).
Интересно, что формирование «предыдущей», положительной для налогоплательщика практики до 2015 года Суд связал с таким же «отказным» определением, но еще ВАС РФ.
Как будет в итоге воспринято практикой подобное возвеличивание «отказных» определений на фоне прежних позиций самого Конституционного Суда (в том числе из знаменитого
Постановления № 1-П от 21.01.2010 о Постановлениях Президиума ВАС РФ как новом обстоятельстве для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов)– предсказать сложно.
Второй немаловажный нюанс: на какие случаи должна распространяться комментируемая позиция с учетом того, что уяснение не каждой нормы требует обязательного судебного толкования, но практика ее применения, тем не менее, может меняться на противоположную.
Например, в случае с боновыми ограждениями однозначного ответа на вопрос о правильной налоговой квалификации услуг очевидно нет не только в налоговом, но и в отраслевом законодательстве.
С этой точки зрения ситуация напоминает серию схожих дел в ВС РФ в 2016 году по квалификации аэропортовых услуг по обслуживанию воздушных судов с участием ООО «Авиакомпания Когалымавиа» и др. (см. Определения №
305-КГ16-6640, №
305-КГ16-7096, №
305-КГ16-8642). Перечень таких услуг для налоговых целей тоже открыт.
В этих случаях действительно суды своим толкованием фактически наполняют содержанием бланкетную норму (занимаясь тем самым правотворчеством, от которого столь ревностно ограждают нашу судебную систему).
Причем толкование порой никак не учитывает позицию отраслевых ведомств, которые по определению обладают большей квалификацией в понимании сути тех или иных специфичных операций: ведь в данном деле недостаточно мотивированная позиция арбитражных судов по сути противоречила мнению более компетентного в спорной сфере Минтранса.
Однако подобные ситуации в правовом регулировании, к счастью, не слишком часты. Напротив, изменение арбитражной практики порой происходит в более понятных условиях правового регулирования.
Например, в нашем недавнем
TaxAlert № 81 по теме «энергоэффективной льготы» речь шла об изменении формирующейся практики по вопросу применения пункта 21 статьи 381 НК РФ, однако не столь очевидно, можно ли считать недопустимым придание обратной силы такому изменению с учетом позиции Конституционного Суда.
И подобных примеров можно вспомнить довольно много (споры о «тонкой капитализации», фактическом праве на доход и т.п.).
Следует упомянуть и еще одно условие от Конституционного Суда: налогоплательщик должен действовать добросовестно, без злоупотреблений. Иными словами, позиция Суда касается так называемых «споров о методологии».
Вопросы необоснованной налоговой выгоды или иных злоупотреблений, очевидно, должны рассматриваться иначе.
Другой любопытный момент: о недопустимости ретроспективного действия правовых позиций высших судов было сказано еще в
Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14.09.2015 №
301-КГ15-5301 по делу ИП Тимофеева.
Коллегия прямо отказалась применять позицию из Обзора судебной практики ВС РФ по теме правового статуса арбитражного управляющего, поскольку она появилась после окончания проверяемого периода, а инспекция и нижестоящие суды по сути придали ей обратную силу.
В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 18.09.2015 по делу №
А41-352/15 также была высказана позиция о том, что судебная практика в пользу налогоплательщика до ее изменения может рассматриваться как обстоятельство, исключающее вину в совершении налогового правонарушения, – однако такой подход продолжает оставаться во многом исключением из правил.
Стоит отметить, что в этом плане Конституционный Суд пошел даже дальше, предложив освободить налогоплательщиков не только от ответственности (штрафа), но и от налоговой обязанности по спорной операции, то есть от уплаты налога.
С учетом этих вопросов есть опасения, что позиция Конституционного Суда не получит широкого распространения, однако само по себе ее наличие – уже большой плюс, который может быть использован налогоплательщиками.
***
Второй важный, а в практическом плане даже более значимый аспект Постановления – решение проблемы «отписок» Минфина, когда речь идет о толковании отсылочных налоговых норм, уяснение которых невозможно без обращения к отраслевому законодательству.
Хорошо известно, что Минфин России избегает подобных разъяснений, отмечая, что вопросы толкования и применения отраслевых норм не относятся к его компетенции.
Отрадно, что Конституционный Суд увидел очевидное: раз на основе именно отраслевых норм в итоге определяются налоговые права и обязанности, их толкование и разъяснение не может находиться вне компетенции Минфина России.
Позиция «страуса с головой в песке» - в корне неправильная и недопустимая для уполномоченного органа.
Радует, что Конституционный Суд предложил Минфину единственно разумный выход из ситуации «недостаточной компетентности»: самостоятельное обращение с профильное ведомство, получение разъяснения оттуда и доведение мотивированного мнения до налогоплательщика (по сути аналогично механизму формирования таких мнений в рамках налогового мониторинга).
Такие разъяснения будут более цельными, понятными, а их применение в целях статей 75 и 111 НК РФ существенно упростится.
Правда, здесь приобретает важное значение проблема «испорченного телефона», когда запрос налогоплательщика может быть неверно интерпретирован Минфином, в результате чего последует неправильно сформулированный вопрос в профильное министерство, а за ним – неверный или даже вредный ответ.
В таких ситуациях следует, пожалуй, с особым тщанием отнестись к формированию обращения в Минфин России и по возможности сопроводить все этапы межведомственной коммуникации во избежание искажений информации.
В результате возможно получение действительно «рабочих» разъяснений, которые помогут не только застраховаться от пени и штрафа, но и защититься в случае возможного налогового спора – благо тем же комментируемым Постановлением Конституционного Суда подчеркнута важность соответствующего письменного мнения уполномоченного органа в контексте принципов правовой определенности и правомерных ожиданий.
Пожалуй, если предложенный Конституционным Судом подход будет действительно воспринят Минфином России – это станет достаточно позитивным шагом для многих налогоплательщиков.