Первая важная правка в части НДС касается сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН. Во-первых, для них не будет действовать освобождение от НДС при условии выручки в пределах 2 млн. руб. за предшествующие 3 месяца, а переход на режим ЕСХН более не освобождает от НДС.
Вместо этого в статье 145 НК РФ с 2019 года вводится иной механизм: освобождение плательщиков ЕСХН от обязанностей по уплате НДС возможно только при годовом доходе в пределах 100 млн. руб. (без учета налога). Этот лимит, начиная с 2018 года, постепенно уменьшается до 60 млн. руб. в 2022 году.
О намерении использовать освобождение нужно предупредить налоговый орган в установленные сроки (по аналогии с УСН), а выбор освобождения не может быть пересмотрен в течение следующих 12 месяцев.
В отредактированной параллельно статье 346.1 НК РФ есть оговорка, что организации, применяющие ЕСХН, не признаются плательщиками НДС, но действует это положение только до конца 2018 года.
Безусловно, обязанность по уплате НДС существенно увеличит налоговую нагрузку средних и крупных сельхозпроизводителей. С другой стороны, очевидно, государство тем самым не только увеличивает налоговые поступления в бюджет, но и борется со схемами, когда «не облагаемая» налогом у производителя продукция добирается до реальных потребителей уже с учетом НДС, который «возникает и оседает» где-то в цепочке перепродавцов, как правило, не исполняющих своих налоговых обязанностей.
Правда, к сожалению, эта значимая для страны проблема решена исключительно за счет сельхозпроизводителей первого звена, которые как раз обычно не являлись интересантами указанных схем.
В пункте 2 статьи 149 НК РФ упразднен подпункт 25 – из перечня необлагаемых операций изъята реализация лома и отходов черных и цветных металлов.
Одновременно статья 161 НК РФ дополнена пунктом 8, который возлагает
обязанность по удержанию и уплате налога с этих операций (а также с продажи сырых шкур животных и вторичного алюминия и его сплавов) не на продавца, а на покупателя – налогового агента.
Если продавец не является плательщиком налога, он должен уведомить об этом своего покупателя установленным образом.
Налоговый агент при этом исчисляет налог по сути вместо налогоплательщика с учетом возможных корректировочных счетов-фактур, нулевой ставки и т.д., в обязательном порядке выставляя счет-фактуру (пункт 1 статьи 169 НК РФ в новой редакции). Налог подлежит исчислению по окончании налогового периода.
В этом тоже видится серьезная попытка законодателя пресечь «схемы», связанные с недобросовестным поведением отдельных лиц в цепочке перепродажи лома и отходов, поскольку значительная часть «возникающего» в этой цепочке НДС довольно часто не доходит до бюджета.
С одной стороны, дополнительные обременения для покупателей – это минус. С другой, должны уйти в прошлое массовые споры о возможности и порядке применения вычетов при продаже лома и изделий из него (показательная история, освещавшаяся в СМИ, - дело
ООО «Базис», закончившееся реальным уголовным сроком для руководителя).
Да и рисков «по контрагентам» при «агентском НДС» практически нет, поскольку принимаемый к вычету налог совершенно точно сначала поступает в бюджет.
С 2019 года расширена до нового пункта2.1 статьи 170 НК РФ идея пункта 3 этой статьи о том, что вычет по НДС не положен, если приобретение осуществлялось за счет субсидий из бюджетов всех уровней.
Теперь предполагается, что налогоплательщик сразу не будет иметь право на вычет по таким операциям, если они осуществлены за счет бюджетных средств.
По «компенсирующим» уже осуществленные затраты субсидиям по-прежнему работает механизм восстановления налога. Дополнительно в подпункт 6 пункта 3 статьи 170 добавлена оговорка, что обязанность восстановить налог не зависит от того, включена ли налог в субсидию на возмещение затрат.
Очевидно, эта поправка должна прекратить споры, аналогичные делам ряда авиакомпаний касательно субсидируемых перевозок на Дальний Восток, когда восстановление налога требуется несмотря на его отсутствие в расчете субсидии Правительством РФ (см., например, проигранное
дело авиакомпании «ЮТэйр»).
При частичном субсидировании затрат прямо предусмотрен механизм пропорционального восстановления налога.
В части регулирования «налога на Гугл» в статье 174.2 НК РФ изложены заново пункты 2-4 (редакция вступает в силу с 2019 года). Убрано упоминание о реализации электронных услуг только в адрес физических лиц – теперь обязанность по исчислению налога возникает в отношении любой реализации, если только эта обязанность не переложена на налогового агента.
Из числа посредников для целей «налога на Гугл» выведены субъекты национальной платежной системы.
Можно отметить позитивные для потребителей новости: до конца 2020 продлен период применения ставки 10% для пассажирских перевозок на внутренних воздушных линиях.
Законопроектом №
244939-7 применение нулевой налоговой ставки теперь распространено на воздушные перевозки в Калининград.
Еще одним законопроектом№
113663-7 также внесены изменения в главу 21 НК РФ. В частности, нулевая ставка теперь распространена в том числе на процедуры реэкспорта товаров.
Кроме того, нулевая ставка при предоставлении железнодорожного транспорта и контейнеров, а также сопутствующих услуг ТЭО теперь может применяться любыми лицами, а не только теми, кто владеет подвижным составом на праве собственности или аренды.
Однако более любопытным нововведением здесь представляется пункт 7 статьи 164 НК РФ, который позволяет налогоплательщикам
отказаться от применения нулевой ставки при экспорте при условии предоставления в налоговый орган соответствующего уведомления. Правда, отказ не может быть выборочным – он будет действовать для всех видов операций.
Законопроектом №
204712-7 Кодекс дополнен статьей 169.1 и рядом связанных норм, которые вводят в России институт «
taxfree». Право на компенсацию налога имеют только граждане иностранных государств (кроме членов ЕАЭС) при условии вывоза приобретенных в России товаров через пункты пропуска, определенные Правительством РФ.
Режим taxfree не распространяется на подакцизные товары. Правительство РФ вправе расширить этот список, а также определить критерии и места размещения объектов торговли для включения в соответствующий перечень организаций розничной торговли, где может быть оформлен чек taxfree.
Сумма подлежащего компенсации налога определяется как разница между исчисленным такой организацией налогом и стоимостью услуг по возврату (к слову, они облагаются НДС по ставке 0%).
Право на компенсацию налога возникает при условии покупок в течение одного дня на сумму не менее 10 000 руб. О выданных чеках на компенсацию налога торговая организация информирует ФНС России в электронной форме.
Законопроектом №
460168-6 из подпункта 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ убрано упоминание об освобождении от НДС банковских операций по реализации драгоценных камней.