Законопроект вводит в российское налоговое законодательство понятие «международной группы компаний» и устанавливает для участников такой группы повышенные требования по представлению отчетности по ТЦО в налоговые органы.
Международной группой компаний предлагается признавать «совокупность организаций и (или) структур без образования юридического лица, связанных между собой посредством участия (владения) и (или) контроля, для которых соблюдаются
одновременно следующие условия (далее – «
группа»):
1) в отношении организаций (СБОЮЛ) группы составляется консолидированная финансовая отчетность;
2) в состав группы входит как минимум одна организация – российский налоговый резидент и одно лицо (СБОЮЛ), которое не признается российским налоговым резидентом (охватывая и деятельность постоянных представительств).
Вопрос, который Законопроект оставляет без ответа: что, если группа не составляет консолидированную финансовую отчетность, либо о ее наличии ничего не известно?
Из формального прочтения нормы следует, что она не будет подпадать под действие данного закона даже при соответствии «квалифицированному» критерию по консолидированной выручке.
Если по итогам предшествующего финансового года общий объем выручки группы в соответствии с консолидированной финансовой отчетностью составляет 50 миллиардов рублей и более,участники группы, помимо документации и уведомления о контролируемых сделках, предусмотренных статьями 105.15 и 105.16 НК РФ, должны представлять в российские налоговые органы:
- Уведомление об участии в международной группе компаний;
- Страновые сведения (так называемую «трехуровневую документацию»).
Страновые сведения или та самая «трехуровневая» документация включает в себя следующие
три уровня отчетности:
- Страновой отчет (в терминологии ОЭСР - CbCR -Country-by-CountryReport),
- Глобальную документацию (Masterfile),
- Национальную документацию (Localfile).
Стоит отметить, что предыдущая версия Законопроекта не содержала дополнительных требований для участников международных групп
с выручкой менее 50 млрд. руб. Однако текущая версия вводит дополнительные требования по отчетности для «небольших» групп.
В частности, в статье 105.15 НК появляется дополнительный пункт 3, которым установлен перечень сведений и информации, которую должны представить дополнительно с документацией по ТЦО в рамках
контролируемых сделок участники международных групп компаний.
К таким сведениям, в частности, относятся: сведения о структуре управления налогоплательщика и об иных лицах в составе группы и о государствах, где они осуществляют деятельность; о передаче нематериальных активов в группе; копии существенных внутригрупповых соглашений, копии соглашений о ценообразовании, аудиторское заключение в отношении бухгалтерской отчетности и др.
Перечень формально «закрытый», но, учитывая, что он представляет собой по сути описательный список «информации» к предоставлению, нельзя исключать широкое усмотрение налоговых органов в интерпретации того, какие сведения должны представляться.
В любом случае можно утверждать, что, устанавливая повышенные требования по ТЦО отчетности не только для участников крупных групп компаний, но и для участников ВСЕХ международных групп компаний, текущая версия Законопроекта по сути выходит за рамки изначально декларированного подхода о том, что «трехуровневая» документация (и какие-либо дополнительные сведения по ТЦО, помимо уже предусмотренных НК РФ) будет требоваться только для крупных групп компаний, которые в большей степени могут справиться с дополнительным бременем администрирования.
Уведомление об участии в международной группе компаний Уведомление представляет материнская компания группы или уполномоченный ею участник группы, если они являются российскими налоговыми резидентами.
При этом материнской компанией/уполномоченным участником предоставляется «централизованное» уведомление обо всех участниках группы, признаваемых налогоплательщиками в соответствии с НК РФ.
В случае если материнская компания и уполномоченный ею участник не являются налоговыми резидентами РФ, то централизованное уведомление об участниках группы может подать любой другой участник группы, являющийся российским налоговым резидентом.
Если централизованное уведомление не представлено в ФНС РФ, уведомление об участии в международной группе компаний подает каждый участник группы (являющийся российским налогоплательщиком) самостоятельно.
В уведомлении (форма должна быть разработана ФНС России) должны содержаться сведения о наименовании, идентификационных номерах участников группы, код причины постановки на учет, наименование материнской компании группы, наименование уполномоченного участника группы, а также иные сведения.
Страновой отчет Страновой отчет представляется в ФНС России материнской компанией или уполномоченным участником группы.
Страновой отчет должен содержать следующую информацию:
1) финансовая информация за отчетный год, включая общую сумму доходов (выручки) по сделкам, сумму прибыли (убытка) до налогообложения, сумму уплаченного налога на прибыль организаций, сведения о сумме исчисленного налога на прибыль, о размере уставного капитала за отчетный год, осумме накопленной прибыли на дату окончания отчетного года, о величине материальных активов на дату окончания отчетного года в обобщенном виде с разбивкой по государствам участников группы;
2) о численности работников за отчетный год;
3) идентификационные сведения о каждом участнике группы с указанием государства учреждения, налогового резидентства и основных видов деятельности.
Налогоплательщик вправе не представлять в ФНС России страновой отчет в следующих случаях:
- налогоплательщик является участником группы, материнская компания или уполномоченный участник которой обязаны предоставлять в налоговый орган Российской Федерации страновой отчет;
- налогоплательщик является участником группы, материнская компания или уполномоченный участник которой являются налоговыми резидентами государства, которым предусмотрена обязанность по представлению документации, являющимся участником международного договора по автоматическому обмену информацией, не включенным в перечень государств, не допускающих систематическое неисполнение обязательств по обмену, и такое государство уведомлено об уполномоченном участнике международной группы.
Глобальная документация Глобальная документация составляется в произвольной форме и должна содержать следующие сведения:
1) информацию о структуре владения международной группы компаний в виде схемы;
2) информацию о деятельности группы, включая описание факторов, влияющих на финансовый результат, а также информацию о сделках, связанных с реструктуризацией деятельности группы в отчетном финансовом году и др.;
3) информацию о нематериальных активах группы;
4) информацию о внутригрупповой финансовой деятельности группы;
5) иную информацию.
Глобальная документация представляется налогоплательщиками
только по требованию ФНС России.
Самостоятельно и заблаговременно предоставлять ничего не нужно, а срок на предоставление глобальной документации (три месяца) позволяет в некоторых случаях не готовить ее заранее, если соответствующий запрос от ФНС не ожидается.
Текущая версия Законопроекта формально не устанавливает случаев, когда участники группы могут освобождаться от представления глобальной документации.
Национальная документация Национальная документация составляется каждым участником группы в произвольной форме в сроки, аналогичные предоставлению документации по ТЦО, и должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 1 ст.105.15, то есть сведения, подлежащие отражению в документации по ТЦО.
Эта же информация может содержаться в глобальной документации (при условии отсылок к ее пунктам можно не давать сведения повторно в рамках национальной документации).
Новое в законопроекте Несмотря на то, что в целом «концепция» и текст Законопроекта по сравнению с его апрельской версией изменились не слишком сильно, представленная в парламент версия имеет ряд новшеств.
В основном, это положения, которые были приняты во исполнение замечаний, представленных в рамках ОРВ и по результатам публичного обсуждения Законопроекта.
Новые сроки В текущей версии были изменены положения о сроках представления некоторых видов отчетности:
-
Уведомление об участии в международной группе компаний должно представлять в налоговые органы не позднее
8 месяцев с даты окончания финансового года для материнской компании группы (прежний срок – не позднее 3 месяцев с окончания периода, за который составляется консолидированная финансовая отчетность группы);
-
Глобальная документация может быть истребована ФНС РФ у налогоплательщика не ранее 12 месяцев и
не позднее 36 месяцев с даты окончания финансового года, указанного в требовании (ранее ограничение про 36 месяцев отсутствовало);
- Национальная документация «приравнена» к документации по ТЦО по ст. 105.15 НК РФ и подлежит предоставлению в те же сроки;
- Срок представления Странового отчета не изменился (представляется не позднее 12 месяцев с даты окончания финансового года/периода, за который составляется консолидированная финансовая отчетность группы).
Круг обязанных лиц стал шире В Законопроекте обязанность предоставлять уведомление об участии в международной группе компаний, Страновой отчет, Глобальную и Национальную документацию возложена на «участников международной группы компаний,
которые являются налогоплательщиками в соответствии с Кодексом» (ранее – на «участников…., которые являются российской организацией или иностранной организацией (структурой без образования юридического лица), добровольно признавшей себя российским
налоговым резидентом РФ»).
Таким образом, если ранее, например, на иностранные компании, получающие доходы, облагаемые налогом у источника в РФ (и в случае признания их участниками международной группы компаний), не возлагалось обязанности по представлению указанной документации в российские налоговые органы, то по текущей версии законопроекта такая обязанность может на них возлагаться.
Появилось больше конкретики по содержанию глобальной документации Были детализированы сведения, необходимые к представлению в составе глобальной документации.
В частности, среди новых сведений, указанных в Законопроекте в качестве обязательных к предоставлению, обозначены:
- описание основных факторов, влияющих на финансовый результат международной группы компаний;
- описание последовательности движения поставок в отношении крупнейших по показателю выручки группы пяти товаров, работ, услуг, а также последовательности движения иных товаров (работ, услуг и иных объектов гражданских прав) и другой деятельности, которые формируют более 5% выручки международной группы;
- перечень и краткое описание основных договоров по оказанию услуг внутри группы с описанием функций сторон договоров и порядка ценообразования;
- общее описание существенных операций по передаче прав на нематериальные активы между участниками международной группы в анализируемом финансовом году;
- краткая информация о системе финансирования (включая информацию о финансировании, привлеченном от лиц, не являющихся участниками международной группы компаний) и др.
Национальная документация «приравнена» к ТЦО документации по правилам 105.15 НК РФ. В «старой» версии Законопроекта не уточнялось, насколько составление «Национальной документации» освобождало налогоплательщиков от необходимости готовить второй проект документации по этим же сделкам за календарный год во исполнение положений ст. 105.15 НК РФ («старый» пакет документации по ТЦО).
При этом состав Национальной документации в предыдущей версии Законопроекта во многом был аналогичным составу ТЦО документации по правилам ст. 105.15 НК РФ.
В текущей версии Законопроекта указанная неточность устранена. В Законопроекте напрямую говорится о том, что «Национальной документацией признается документация […], содержащая информацию, предусмотренную пунктом 1 ст. 105.15 настоящего Кодекса».
Таким образом, можно констатировать, что если Законопроект будет принят в указанной версии, то при составлении налогоплательщиком Национальной документации, представлять дополнительно документацию по конкретным контролируемым сделкам по ст. 105.15 ему не нужно.
Добавлена возможность представлять «уточненный» страновой отчет, «уточненную» глобальную документацию и «уточненную» национальную документацию в случае обнаружения ошибок, неточностей или неполноты отраженных сведений при составлении предыдущей документации.
Освобождение от ответственности в таком случае действует по общему и известному принципу: если уточнение произведено до момента, как налоговый орган узнал о недостоверности сведений.