Налоговые льготы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, не предоставляются в отношении трансграничных операций, главной целью совершения которых являлось получение дохода ее участниками исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды (создания благоприятных условий налогообложения) в отсутствие намерения осуществлять экономическую деятельность. Пожалуй, наиболее важный пункт всего Обзора. Фактически он закрепляет на уровне правоприменительной практики специальную «антизлоупотребительную оговорку» при оценке правомерности применения тех или иных льготных положений любых СИДН. Тем самым концепция необоснованной налоговой выгоды с ее элементами по сути окончательно закрепляется на поле международных сделок.
Тест на наличие деловой цели, которой не может являться исключительно налоговая экономия, в свою очередь, предусмотрен пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006. Тот же самый тест в эти дни получает законодательное закрепление в качестве обязательного через новую статью 54.1 НК РФ (см.
TaxAlert № 74 про
законопроект о необоснованной налоговой выгоде).
Конкретно в данном пункте, очевидно, получило свое отражение известное дело №
А40-12815/2015ООО «ТД «Петелино»», в котором налогоплательщику было предъявлено обвинение в организации искусственной цепочки владения российским товарным знаком и выплате роялти через льготную юрисдикцию (Кипр) на БВО без уплаты налога.
Предотвращение злоупотреблений налоговыми соглашениями – одна из центральных тем в налоговом планировании и налоговых спорах в нашей стране в последние пару лет. Одним из ярких проявлений стала целая череда известнейших споров, посвященных проблематике «фактического права на доход» (ФПД), хотя, как показывает соответствующее
Письмо ФНС России от 17.05.2017 № СА-4-7/9270@ (см.
TaxAlert № 72), речь в подобных делах зачастую идет все же не о ФПД, а именно об искусственности цепочки анализируемых сделок, организованных таким образом лишь для получения налоговых выгод из СИДН.
С этой точки зрения правоприменитель в лице налоговых органов и судов (включая ФНС России и ВС РФ) не предлагает чего-то сверхординарного или абсолютно нового. Оговорка о недопустимости злоупотреблений СИДН давно присутствует в пункте 7 Комментариев к Модельной конвенции ОЭСР, а сам ВС РФ обосновывает данный подход черед положение о добросовестном использовании любых международных договоров в статьях 26 и 31 Венской конвенции от 23.05.1969. Более того, в скором времени ожидается имплементация в российскую правовую систему т.н. Многосторонней конвенции ОЭСР об имплементации мер в отношении налоговых соглашений для предотвращения размывания налоговой базы и снижения прибыли (т.н.
Multilateralinstrument, MLI), цели которой аналогичны стремлениям российских государственных органов.
В частности, статья 7 этой Конвенции, которую
намерена применять и Российская Федерация, полностью посвящена вопросам предотвращения злоупотребления СИДН (PreventionofTreatyAbuse). В первом же параграфе статьи говорится о том, что в предоставлении преимуществ СИДН может быть отказано в случае, если с учетом конкретных обстоятельств будет установлено, что основной целью сделки или операции (principalpurposetest, PPT) было именно получение такого преимущества.
С учетом того, что подходы и законодателя, и налоговых органов, и судов, и даже международного сообщества (в лице ОЭСР) в общем и целом совпадают, не приходится ожидать налоговых послаблений в ситуациях явно искусственных схем, направленных исключительно на использование преимуществ СИДН без понятного объяснения бизнес-структуры иными, неналоговыми мотивами. Очевидно, анализ и изменение «порочных» структур сделок должен стать необходимой и обязательной мерой для любого международного бизнеса в России.