Этот спор стал уже четвертым по данной категории дел, рассмотренным Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ. Предыдущие три (дело ООО
«Парламент Продакшн», о котором мы подробно писали в TaxAlert№ 56, а также дела АО «
НАК «Азот» и ПАО «
ВБРР») были направлены на новое рассмотрение со схожими между собой формулировками.
Закрепленная в этих делах позиция подтверждала следующие тезисы: само по себе увольнение сотрудника и прекращение трудовых отношений не препятствует учету компенсаций в его адрес в составе расходов;равным образом, выплата на основании соглашений о расторжении трудовых договоров, а не самих этих договоров, не является препятствием для учета расходов.
Тем не менее, открытым остался вопрос об общих критериях экономической обоснованности таких выплат с позиции статьи 252 НК РФ.
Как показала практика после опубликования
Определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 23.09.2016 по делу №
А40-94960/15 ООО «Парламент Продакшн», в арбитражных судах с этим критерием возникли большие проблемы.
При новом рассмотрении дела самого ООО «Парламент Продакшн» суды признали «целесообразной» выплату компенсаций в размере двух среднемесячных заработков, а не трех, начисленных компанией.
При рассмотрении двух с половиной десятков аналогичных дел с октября 2016 года в 75% из них в учете выплат отказано в полном объеме без какой-либо оценки обоснованности (иногда с цитатами из Определения СКЭС ВС РФ от 23.09.2016).
Однако и в оставшихся 25% дел мотивировка оставляла желать лучшего – с точки зрения размера выплат обоснованность никем так и не исследовалась.
При рассмотрении дела в Верховном Суде представителями из TAXOLOGY и обсуждении вопроса экономической обоснованности был предложен критерий
достижения деловой цели – увольнения работника – с которым в итоге согласился суд.
Причем эта цель должна быть только у работодателя – ведь для работника фактически отсутствуют ограничения права на расторжение трудового контракта, а следовательно, и возможность инициировать заключение соглашения об увольнении как альтернативного способа расставания с работодателем.
При достижении этой цели через увольнение работника по соглашению (в противовес случаям перевода сотрудника на другую должность, доплат к пенсиям уволившимся по собственному желанию и т.п.) выплаты сами по себе в любом случае являются оправданными.
При этом поскольку альтернативным способом увольнения в таком случае является только сокращение штата (иные основания для увольнения по инициативе работодателя из статьи 81 Трудового кодекса РФ экзотичны), то с затратами на этот путь и нужно сравнивать размер выплат по соглашению.
Как уже неоднократно отмечалось в практике, статья 178 Трудового кодекса РФ предусматривает выплату выходного пособия в размере от 1 до 3 среднемесячных заработков.
Кроме того, статья 180 Трудового кодекса РФ требует выплаты еще двухмесячного содержания работнику с момента уведомления о сокращении вне зависимости от того, будет ли тот фактически работать этот срок, либо по тому же соглашению увольнение произойдет «досрочно».
Показательно, что ссылка на обе эти статьи приведена в комментируемом
Определении. Как следствие, сопоставимыми выплатами при увольнении являются суммы в пределах 1-5 среднемесячных заработков работника. Это прямо отмечено Верховным судом.
Споры о том, насколько обоснован тот или иной размер выплат внутри этого диапазона, как утверждалось в заседании Судебной коллегии, приводит лишь к спорам
об оценке экономической целесообразностии вторжению в свободу договора.
В результате налоговые органы начинают оспаривать обоснованность выплаты «второго и третьего» заработка работнику, который не встал на «биржу труда», либо сразу трудоустроился в другое место, что лишало бы его права на повышенный размер выходного пособия.
В заседании речь шла о том, что эти обстоятельства не должны оцениваться, поскольку при увольнении сотрудника они находятся вне разумного контроля со стороны работодателя, конкретный размер выплат – это лишь результат договоренности сторон.
В качестве примера
разумного ориентира налогоплательщик ссылался напункт 3.1. статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который в аналогичной ситуации сокращения госслужащего предусматривает безусловную выплату ему четырехмесячного содержания (при тех же условиях уведомления о сокращении за 2 месяца).
Такая выплата не признается законодателем чрезмерной и направленной на личное обогащение.
Принципиально важно, что минимум дважды суд отметил, что окончательный размер выплат определяется соглашением сторон, а налоговые органы не вправе вторгаться в оценку целесообразности решений налогоплательщика.
Иными словами, в пределах некоего суммового диапазона в 1-5 среднемесячных заработка размер выплат является «нормальным», соответствующим Трудовому кодексу РФ, а потому оспаривание выплат в этих пределах является вторжением в свободу усмотрения сторон трудового договора и недопустимой оценкой целесообразности решений налогоплательщика.
С этой точки зрения комментируемое
Определение, на наш взгляд, фиксирует некие «безопасные гавани» для налогоплательщиков, расходы которых должны укладываться в обозначенные пределы. При этом в любом случае должен выполняться критерий деловой цели, упомянутый выше.
Примечательно, что суд отразил в качестве допустимого способа доказывания экономической эффективности ссылки налогоплательщика на экономию при выплатах собственно по сокращению штата – в данном деле итоговые расходы компании оказались меньше.
Ранее в практике суды нечасто воспринимали подобные доводы, отмечая, что это разные способы увольнения.
В качестве положительного примера можно привести дело ЗАО «Компания «ТрансТелеКом» №
А40-194209/2014, в котором налогоплательщик ссылался в том числе на отчет аудиторов и специальное исследование по оптимизации штата крупного предприятия, из которого следовал вывод о том, что практически по всем уволенным сотрудникам размер выплат не превышал аналогичные затраты при сокращении штата.
В этом споре представители были те же, что и в комментируемом деле ВС РФ.