Отчет об оценке рыночной стоимости может приниматься в качестве доказательства по спорам, связанным с корректировкой налоговой базы в соответствии с разделом V.1 НК РФ, только в установленных в данном разделе случаях. При этом отчет признается надлежащим доказательством, если он позволяет сделать вывод об уровне дохода (прибыли, выручки) по контролируемым сделкам, который действительно мог быть получен налогоплательщиком. Комментируемый пункт является одним из наиболее любопытных. Он посвящен соотношению методов ТЦО и независимой оценки рыночной стоимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Эта проблема приобрела угрожающий размах в спорах о рыночной стоимости: зачастую всяческое применение методов ТЦО подменяется огульными и низкоквалифицированными заключениями оценщиков, причем с обеих сторон спора.
До 2012 года использование отчетов оценщика в рамках ценового контроля законом не ограничивалось. Правда, сложно было соотнести методы ТЦО в статье 40 НК РФ и подходы в оценочной деятельности. Пример такого дела как раз описан в комментируемом пункте. По фабуле он напоминает, например,
дело ООО «Олимп», в котором суд не принял отчет оценщика в качестве доказательства со ссылкой на статью 40 Кодекса.
С появлением раздела V.I НК РФ правила использования отчета оценщика ужесточились: метод оценки допустимо использовать только в том случае, если речь идет о разовой, не типичной для налогоплательщика сделке, цену в которой нельзя определить другими методами (пункт 9 статьи 105.7 НК РФ). На практике трудновыполнимость таких условий обернулась тем, что налоговые органы стали ссылаться на отчет как на источник информации в порядке статьи 105.6 Кодекса. Такое «искажение действительности», например, возникло в деле
Гранитдомдорстроя (одном из первых по вопросу), которое довелось вести специалистам TAXOLOGY. Проблема такого подхода очевидна: как правило, отчет оценщика является производным доказательством, построенным на документах, которые налоговые органы передают оценщикам в порядке статьи 95 НК РФ. То есть он явно не должен служить источником информации, поскольку никаких принципиально новых данных в себе не содержит.
Тем отраднее, что в Обзоре подчеркнуто жесткое ограничение на использование независимой оценки в спорах о ТЦО. Однако большую ложку дегтя в ситуацию вносит один важный нюанс. В разъяснении речь идет именно о контролируемых сделках. Формальная несвязанность налоговых органов методами ТЦО при проверке уже неконтролируемых сделок по мотивам необоснованной налоговой выгоды фактически снимает эти ограничения. Собственно, пример
дела ООО «ДЦ Минаевский» (см. TaxAlert № 50 от 25.07.2016), в котором и сама СКЭС ВС РФ сослалась на предоставленный налоговым органом отчет оценщика. Поэтому, увы, ценность данного разъяснения для проверок неконтролируемых сделок существенно снижается. Пока поиск уровня цен в таких ситуациях представляет собой методологическую terraincognita, в которой очень уж много отдано на усмотрение инспекции и суда, а методы определения действительной налоговой обязанности со ссылкой на «резиновый» расчетный метод (статья 31 Кодекса) влекут большую степень неопределенности в методах расчета налоговой базы, преодоление которой требует серьезных усилий и высокой квалификации.