Данное дело стало органичным продолжением вынесенного не так давно
Определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 23.09.2016 по делу №
А40-94960/15 ООО «Парламент Продакшн», центральным вопросом в котором стала экономическая обоснованность учета в расходах при налогообложении прибыли компенсаций работникам, увольняемым по соглашению сторон (см. TaxAlert № 56 от 26.09.2016).
В указанном Определении Коллегия пришла к выводу о том, что спорные выплаты увольняемым работникам являются экономически обоснованной «платой за расторжение трудового договора», которая может быть учтена в расходах налогоплательщика в экономически обоснованном размере.
К слову, на момент подготовки настоящего TaxAlert опубликована
резолютивная часть решения суда первой инстанции по делу №
А40-94960/15 ООО «Парламент Продакшн» после нового рассмотрения: суд признал обоснованной выплату уволенным работникам в размере всего двух месячных окладов (мотивировочная часть решения суда появится несколько позже).
После того, как проблема выплат по соглашениям о расторжении трудового договора была столь ярко акцентирована в практике Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, логичным продолжением темы о природе таких выплат стал вопрос о применимости в данном случае освобождения подобных компенсаций от обложения страховыми взносами и НДФЛ.
Здесь следует отметить, что условия подпункта «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ и абзаца 8 пункта 3 статьи 217 НК РФ в части освобождения от обложения страховыми взносами и НДФЛ выходных пособий сформулированы идентично.
Следовательно, правовые позиции из комментируемого Определения по делу №
А46-7158/2015 ПАО «МРСК Сибири» могут быть применены в том числе к порядку налогообложения НДФЛ.
Примечательно, что в практике уже встречаются подобные споры. Например, в деле №
А42-7562/2015ПАО «Мурманский траловый флот» общество доказывало, что спорные выплаты не подлежат обложению НДФЛ, и даже смогло убедить в этом суд апелляционной инстанции.
Однако окружной суд с такой трактовкой не согласился и поддержал позицию налогового органа. Сейчас жалоба налогового агента находится на изучении судьи ВС РФ – с учетом комментируемого Определения можно ожидать, что эта жалоба будет удовлетворена.
В пользу такого предположения говорит и упорная статистика пересмотра дел Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ в этом году: значительное число пересмотренных дел до этого различным образом разрешалось судами нижестоящих инстанций.
В деле ПАО «МРСК Сибири» аналогично: позиция окружного суда отличалась в противоположную сторону от точки зрения коллег из нижестоящих инстанций. К тому же сумма удовлетворенных требований плательщика вновь оказалась не очень значимой.
В комментируемом
Определении от 20.12.2016 Коллегия сформулировала ряд довольно любопытных и практически применимых выводов. Во-первых, выплаты при увольнении по соглашениям сторон были прямо признаны имеющими компенсационную природу.
Во-вторых, указание на подобные выплаты в соглашении о расторжении трудового договора по сути было приравнено к включению условия о выплатах в сам трудовой договор.
Следует отметить, что в деле ПАО «МРСК Сибири» такие выплаты были предусмотрены и коллективным договором (что, кстати, позволило нижестоящим судам принять положительное для плательщика решение).
Однако представляется, что само по себе отсутствие указания на такие выплаты в коллективном договоре еще не должно препятствовать применению приведенных выше позиций: приравнивание судьями соглашений о расторжении к самим трудовым договорам должно решить эту проблему.
Любопытно, что в комментируемом деле выводы Коллегии по существу не противоречат и позиции Минтруда России, который в
Письме от 14.10.2015 № 17-4/В-508 согласился с возможностью освобождения от обложения взносами выплат сотруднику в случае прекращения трудового договора на основании соглашения о его расторжении.
Дополнительно следует обратить внимание, что подобное освобождение от обложения страховыми взносами распространяется на выплаты в пределах 3 средних месячных заработков работника (6 для районов Крайнего Севера и приравненных к ним) с 01.01.2015 года.
До этого момента такое суммовое ограничение для страховых взносов отсутствовало, но упоминалось в главе 23 НК РФ для целей НДФЛ.