В нашем алерте № 60, символично выходящем в День работника налоговых органов и в неофициальный, но народный День бухгалтера, – о принятых в минувшую пятницу в третьем чтении поправках в Налоговый кодекс. Они коснулись практически всех корпоративных налогов, а по некоторым вопросам приняты довольно радикальные решения: например, налоговая льгота по движимому имуществу отдается целиком на усмотрение регионам, а летнее решение о «заморозке» кадастровой стоимости фактически отменено. Примечательно, что в пылу «борьбы за налоговую базу» депутаты даже забыли про собственный запрет о недопустимости внесения одним законопроектом изменений в НК РФ и в другие законы.
Этим же законом ограничено право на перенос накопленных убытков, увеличены пени и урегулированы многие другие вопросы. Наиболее интересные поправки мы приводим в данном алерте.
СУТЬ СОБЫТИЯ
18 ноября в третьем и окончательном чтении Государственной Думой Российской Федерации приняты многочисленные и местами существенные поправки в обе части Налогового кодекса Российской Федерации (Законопроект № 11078-7).
Через несколько дней эти поправки станут законом, большая часть из них вступит в силу уже с 01 января 2017 года. О наиболее любопытных, на наш взгляд, изменениях с небольшими комментариями – далее.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В пункт 1 статьи 45 НК РФ добавлена возможность уплаты налога за налогоплательщика третьим лицом.
По сути, революционная поправка: неоднократно ранее и Верховный (Высший Арбитражный), и Конституционный Суд подтверждали незыблемость принципа недопустимости исполнения обязанности налогоплательщика третьим лицом.
С этим было связано множество проблем и неудобств: от вопросов с уплатой госпошлины представителем компании до исполнения налоговой обязанности налогоплательщиком с заблокированными счетами и недостатком денег.
Любопытно, как с этой поправкой будет сочетаться пункт 9 статьи 226 НК РФ о недопустимости уплаты НДФЛ налоговым агентом за свой счет.
Не менее революционные поправки внесены в статью 75 НК РФ в части начисления пени. В отношении недоимки, возникшей после 01.01.2017, организации будут уплачивать пени по-новому: начиная с 31 дня просрочки будет применяться ставка в размере не 1/300 ключевой ставки, а вдвое выше: 1/150. При этом для физических лиц и индивидуальных предпринимателей ничего не меняется.
Очевидно, что эта норма является ярким примером дискриминации организаций и нарушением принципа равенства. Кроме того, пени в размере 1/150 ключевой ставки не могут расцениваться как компенсационная по своей природе мера, о чем неоднократно за последние 25 лет говорил Конституционный Суд.
Применение же «штрафных» пени и собственно штрафа одновременно прямо нарушает принцип недопустимости двойного привлечения к ответственности, учитывая также, что штрафная ставка пени применяется вне зависимости от наличия в действиях налогоплательщика состава правонарушения.
По нашему мнению, данная поправка должна стать одной из первых, подлежащих обжалованию в Конституционном Суде. Специалисты TAXOLOGY будут рады оказать содействие в ведении такого процесса при необходимости.
Еще одна поправка внесена в статью 88 НК РФ, расширяя тем самым перечень оснований для запроса при камеральном контроле «всего»: налоговый орган теперь в рамках камеральной проверки вправе запросить у налогоплательщика «сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов».
По сути, тем самым необложение взносами и применение пониженных тарифов приравнено по своему режиму при администрировании к налоговой льготе.
ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
В пункт 4 статьи 105.14 НК РФ добавлены два примера сделок, которые с 2017 года не признаются контролируемыми (а следовательно, не требуют подготовки документации по ТЦО): предоставление поручительств (гарантий) между российскими небанковскими организациями, а также сделки по привлечению беспроцентных займов между российскими лицами
Следует также отметить, что доходы по таким поручительствам теперь также не будут подлежать учету в силу подпункта 55 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Очевидно, указанная поправка призвана снизить вал претензий налоговых органов, связанных с безвозмездными внутрихолдинговыми сделками (поручительства и займы).
Вместе с тем, вывод указанных сделок из разряда контролируемых еще не означает невозможность предъявления претензий по ним на основе концепции необоснованной налоговой выгоды, большое количество примеров чему мы видим в судебной практике 2016 года.
НДС
До 2030 года ставка 0% будет применяться при железнодорожных перевозках пассажиров и багажа поездами дальнего следования. Возможно, это приведет к некоторому снижению цен на них. До 2019 года продлено применение ставки 0% к воздушным перевозкам в Крым.
Следует обратить внимание на изменения в подпункт 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ: теперь восстановлению будут подлежать суммы налога при получении субсидий не только из федерального, но и из иных бюджетов.
Именно такая ситуация была разрешена в пользу налогоплательщика в начале 2016 года в Определении ВС РФ от 21.01.2016 № 310-КГ15-13228, но теперь различные последствия предоставления субсидий из бюджетов разных уровней приведены законодателем к единому знаменателю.
Следует обратить внимание на изменения в статье 176.1 НК РФ: теперь для получения возмещения НДС в заявительном порядке можно предоставить не только банковскую гарантию, но и поручительство взаимозависимого лица, которое отвечает перечисленным в законе критериям, в том числе по размеру активов и уплачиваемым налогам. При этом минимальный срок и гарантии, и поручительства увеличен с 6 до 10 месяцев.
Вероятно, данная поправка поможет сделать процесс заявительного возмещения НДС дешевле, поскольку внутригрупповые поручительства могут быть бесплатны, в отличие от банковской гарантии. В свою очередь, поправки в статьи 45 и 105.14 НК РФ облегчают администрирование в таких ситуациях.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Наиболее важные и ожидаемые поправки внесены в статью 283 НК РФ в части права налогоплательщика переносить накопленные убытки. По убыткам, полученным после 01.01.2007, отменено ограничение по десятилетней глубине их учета.
Однако одновременно вводится ограничение, согласно которому накопленный налоговый убыток может уменьшать налоговую базу налогоплательщика в текущем периоде не более чем на 50%. Применяться это правило будет к налоговым периодам 2017-2020 годов.
Те же по сути поправки касаются убытков внутри консолидированной группы налогоплательщиков: покрывать такие убытки смогут не более 50% прибыли КГН.
Спорить об экономической обоснованности данных правил можно долго: очевидно, за ними не стоит ничего кроме сугубо фискального интереса. Увеличение же периода «налоговой отдачи» понесенных когда-то обоснованных расходов помимо чисто финансовых последствий влечет и административные издержки: необходимость более длительного хранения документов, подтверждающих образование такого убытка.
Другая значимая поправка: перераспределение в налоговых периодах 2017-2020 годов налога на прибыль по уровням бюджетов: 3% будет зачисляться в федеральный бюджет, 17% - в региональные.
При этом на один процентный пункт снижены минимальные ставки по налогу, которые могут устанавливать субъекты федерации (с 13,5% до 12,5%). Однако для применения этой поправки региональным законодателям еще необходимо внести соответствующие изменения в свои законы о налоговых льготах и ставках.
Также следует отметить, что «антикризисные» правила расчета контролируемой задолженности для целей пункта 2 статьи 269 НК РФ (закон № 32-ФЗ от 08.03.2015) продлены на три года – до 2019 года включительно.
НДПИ
Несколько любопытных изменений внесено в главу 26 НК РФ. В статье 337 НК РФ второй раз за последний год уточнено определение добытого полезного ископаемого применительно к драгоценным металлам: теперь в него фактически добавлено определение добычи драгоценных металлов (извлечение минерального сырья «из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений и последующая его первичная переработка»).
Данное уточнение скорее следует основной массе сформированной в золотодобывающих регионах судебной арбитражной практики, однако в некоторых случаях все же может помочь избежать дополнительных споров относительно того, что же считать добытым полезным ископаемым и какие технологические процессы относить к добыче драгоценных металлов.
Правда, новое определение теоретически может создать сложности для компаний, имеющих проблемы с согласованием и (или) утверждением проектов разработки месторождения (переработки минерального сырья).
Еще одна поправка касается компаний (вернее фактически одной компании), добывающих многокомпонентные руды цветных металлов на территории Красноярского края: определение добытого полезного ископаемого и уплата НДПИ теперь точно не будут зависеть от массы полезных компонентов в этой руде, что определенно должно радикально упростить учет добытого полезного ископаемого в таком случае.
Количество ДПИ будет определяться в тоннах многокомпонентной руды, к которой будет применяться авалорная ставка в рублях за тонну.
В части добычи углеводородов немного изменилась формула расчета базового значения единицы условного топлива и некоторых корректирующих коэффициентов (статья 342.4 НК РФ).
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
Крайне важная поправка применительно к льготе по движимому имуществу. С 01.01.2018 указанная льгота (пункт 25 статьи 381 НК РФ) будет применяться только в том случае, если соответствующий закон о применении такой льготы примет субъект федерации. При отсутствии такого закона с 2018 года льгота применяться не будет.
Как ожидается, немногие субъекты федерации могут изъявить желание льготировать движимое имущество налогоплательщиков. Как следствие, это может фактически означать конец непродолжительной эпохи безналогового существования движимого имущества в России (2013-2017 годы).
Здесь же стоит отметить, что статьей 10 комментируемого закона передан на уровень субъектов федерации вопрос с «заморозкой» кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2014 (о нем мы писали в TaxAlert № 49).
Причем указанное решение должно быть принято субъектом федерации уже до 20.12.2016 (при том, что комментируемый федеральный закон еще даже не одобрен Советом Федерации), а без такого решения «заморозки» кадастровой стоимости в регионе не произойдет.
Все эти меры очевидно направлены на поддержку бюджетов регионов и представляют собой отказ от некоторых привычных налоговых послаблений.
Специалисты TAXOLOGY готовы оказать юридическую поддержку при оценке рисков и возможностей, связанных с изменениями налогового законодательства и его разъяснений.
Надеемся, что наш алерт будет полезен в Вашей работе!
Рассылка
Рассылку Taxology читают финансисты, бухгалтеры, юристы, налоговые менеджеры, собственники бизнеса и даже конкуренты.
Одна из лучших аналитических рассылок о налогах в России. Подпишитесь и Вы!