Рассмотренное Судебной коллегией ВС РФ дело явилось важнейшей вехой в череде похожих споров об обоснованности учета в расходах «золотых парашютов». В частности, в Московском округе возникло столь значительное число подобных дел, что минувшей весной произошло крайне редкое событие: представители всех трех судебных инстанций собрались на закрытое обсуждение для выработки правовой позиции по данной категории споров: об
итоговом протоколе встречи мы ранее писали в TaxAlert № 41 от 16.05.2016.
Тогда судьи пришли к выводу, что при оценке выплат должны учитываться соотношение «парашюта» и среднего заработка увольняемого работника, а также наличие оснований для начисления компенсации в повышенном размере. Однако, несмотря на совместную выработку критериев, практика рассмотрения данных дел ужесточилась, а судьи продолжили отказывать в учете спорных расходов по формальным основаниям ввиду несвязанности спорных выплат с трудовыми отношениями.
Тем значимее выглядит весьма прогрессивный вывод Судебной коллегии ВС РФ о том, что выплата на основании соглашения о расторжении трудового договора может быть связана с трудовыми отношениями: это может быть «платой за расторжение трудового договора», которая опосредует увольнение работника, являющееся «завершающим этапом его вовлечения в деятельность налогоплательщика».
Иными словами, тот формалистский подход, который доминировал до сих пор в судебной практике («соглашение о расторжении не может являться частью трудового договора и не отвечает статье 255 НК РФ»), признан неправомерным.
В то же время Судебная коллегия ВС РФ не предоставила налогоплательщикам полной индульгенции в спорном вопросе: по ее мнению, следует в каждом случае обосновать экономически размер производимых выплат, «установив их природу».
Очевидно, по мнению суда, необходимо все же установить объективную связь размера выплат с трудовой деятельностью сотрудника. Одним из критериев разумности расходов в Определении от 23.09.2016 названо соотношение размера«парашюта» с вероятными расходами налогоплательщика при сокращении штата. В состав таких расходов помимо собственно выходного пособия, на наш взгляд, можно включить необходимость оплаты труда в течение двух месяцев после вручения уведомления об увольнении (с учетом компенсации за неиспользованный отпуск, корреспондирующий этим двум месяцам), затраты на содержание рабочего места, потенциальные административные и судебные издержки, связанные с трудовым спором при сокращении штата и т.п.
Рассчитанная таким образом сумма может служить ориентиром для обоснования размера «парашюта». Кроме того, сюда, вероятно, можно добавить часть премии или иных поощрительных выплат, связанных с результатами труда, на которую мог бы претендовать работник к моменту увольнения, если бы доработал до момента начисления и выплаты такой премии (например, работник уволен в октябре, а годовая премия выплачивается лишь по итогам этого года уже в следующем периоде).
На возможность такого подхода намекает вывод в Определении об оценке «парашюта» работника на соответствие его «трудовому стажу и внесенному им трудовому вкладу, а также иным обстоятельствам, характеризующим трудовую деятельность работника». Другим положительным намеком в тексте Определения является возможность учитывать выплаты в расходах частично, то есть в той мере, в которой видна их обоснованность: до сих пор практика не приветствовала «компромиссные решения» - суды соглашались или не соглашались с учетом расходов в полном объеме.
К сожалению, на сегодняшний день фактически отсутствуют примеры судебных решений, где был бы воплощен подобный подход. Но в собственной практике TAXOLOGY есть успешный кейс (дело ЗАО «Компания «ТрансТелеКом» №
А40-194209/2014), в котором налогоплательщик ссылался в том числе на отчет аудиторов и специальное исследование по оптимизации штата крупного предприятия, из которого следовал вывод о том, что практически по всем уволенным сотрудникам размер выплат не превышал аналогичные затраты при сокращении штата. Правда, в судебных актах все равно нет достаточной оценки этого документа.
С учетом данного обстоятельства следует ожидать, что судебная практика в дальнейшем должна будет выработать более конкретные критерии экономической обоснованности «золотых парашютов», проверяя их на соответствие уже не статье 255 НК РФ, а статье 252 и пункту 25 статьи 270 НК РФ.
Из этого дела следует еще один примечательный вывод. По мнению Судебной коллегии, озвученный подход применим в одинаковой степени как для периодов до 01.01.2015, так и после этой даты. Иными словами, никакого безусловного права на учет компенсаций при увольнении по соглашению сторон с 2015 года не возникло.
Из данной позиции вытекает любопытное следствие, увеличивающее риски налогоплательщиков: само по себе упоминание вида расхода в специальных нормах статьи 252 НК РФ никоим образом не гарантирует право на его учет (как и наоборот, к слову). Иными словами, любой расход, упомянутый в статьях 254-269 НК РФ, необходимо дополнительно проверять на соответствие критерию экономической обоснованности в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Точно также любой экономически обоснованный расход, не поименованный в Кодексе, имеет право быть учтенным.
При этом судебной практике придется вырабатывать такой подход к этой оценке экономической обоснованности, при котором не происходило бы чрезмерного вторжения в свободу предпринимательской деятельности, на что неоднократно обращал внимание Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 24.02.2004 № 3-П, Определение от 04.06.2007 № 320-О-П и т.п.).
О сложности данной задачи говорит и то, что предложенный судом критерий «личного обогащения работника» в свете пункта 25 статьи 270 НК РФ также чрезвычайно субъективен и не поддается однозначной оценке: в конечном счете, практически все выплаты в пользу работников направлены на их обогащение. В противном случае налогоплательщикам и судьям придется вспоминать основы марксизма и теории отчуждения результатов труда, после чего объективно оценивать стоимость этого труда и при неэквивалентности полученной стоимости оплате в пользу работника – признавать превышение «личным обогащением», не подлежащим учету. К слову, в
судебной практикеуже встречаются выводы об экономической необоснованности высоких премий топ-менеджерам (об этом мы писали в TaxAlert № 53 от 02.08.2016). Безусловно, в таком виде это все больше напоминает идеи преодоления классового и имущественного неравенства, классовой справедливости, нежели поиск разумного правового выхода из обсуждаемой проблемы.