Алерт № 54
Уважаемые коллеги!
В нашем алерте № 54 - не самая «горящая», но очень важная и набирающая популярность в судах тема апостилирования справок о российском налоговом резидентстве для налоговых органов Казахстана. Пока правительства наших стран не могут договориться между собой, неудобства и даже прямые убытки от бездействия госорганов терпят многие крупные налогоплательщики.

Тема актуальна не только для Казахстана, но и для некоторых других стран СНГ и иных юрисдикций, сертификаты резиденства из которых не апостилируются в силу положений НЕналоговых международных соглашений: налоговые органы могут отказать в учете таких сертификатов и даже будут правы при этом.
СУТЬ СОБЫТИЯ
Арбитражный суд города Москвы захлестнул вал дел, связанных с оспариванием бездействия Минюста России, выразившегося в не проставлении апостиля на выдаваемых налоговыми органами справках о российском налоговом резидентстве.

Только за последние пару месяцев судом были рассмотрены такие дела с участием СПАО «Ингосстрах», АО «Серебро Магадана», ООО «Доктор Веб», ПАО «Газпром нефть» и др.

В указанных делах суды поддерживают налогоплательщиков в вопросах о наличии у Минюста обязанности проставлять такой апостиль на справках для предоставления в налоговые органы Казахстана.

Как указывают суды, требование о проставлении апостиля в данном случае может быть отменено только международным соглашением в налоговой сфере. В отсутствие такого условия в налоговых соглашениях между Россией и Казахстаном проставление апостиля является обязательным.

В свою очередь, отмена обязательного апостилирования Минской Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, на которую ссылается Минюст России, не имеет правового значения, поскольку указанная Конвенция не регулирует налоговые правоотношения.
ОЦЕНКА TAXOLOGY
Требование апостилирования справок от налогового органа закреплено в статьях 2 и 3 Конвенции, отменяющих требование легализации иностранных официальных документов (Заключена в Гааге 05.10.1961).

В статье 3 Гаагской конвенции также указано, что проставление апостиля не является обязательным, если договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяет или упрощает данную
процедуру или освобождает документ от легализации.

Как раз вокруг этого последнего условия о специальной договоренности произошло столкновение толкований от Минюста России и от российских и казахстанских налоговых органов.

Минюст считает, что такое освобождение предусмотрено Минской конвенцией. Налоговые органы Казахстана занимают противоположную позицию, полагая, что требование апостилирования документов в российско-казахстанских отношениях сохраняет силу.

Наличие противоположных оценок государственных органов по данному вопросу отмечалось еще в 2014 году (Письма Минфина РФ и ФНС РФ от 03.06.2014 № ОА-4-17/10537, и от 15.05.2014 № 03-08-13/22891). В этих письмах предлагается требовать апостилированные документы от казахстанских резидентов, но исключительно со ссылкой на принцип взаимности в межгосударственных отношениях и позицию казахстанских налоговых органов. Проблема толкования до настоящего времени в любом случае не устранена.

Отсутствие официального и надлежащего подтверждения постоянного местонахождения российских налогоплательщиков не позволяет им воспользоваться преимуществами Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996.Как следствие, компании вынуждены обращаться в Минюст России за апостилем, а при получении отказа – оспаривать его.

При этом позиция Минфина России (Письмо от 14.07.2014 № 03-08-05/34118) в целом корреспондирует позиции судов в комментируемых делах: Минская конвенция не распространяется на административные, в том числе налоговые отношения.

Следует отметить, что этот подход получил свое отражение и в налоговых спорах: в деле № А40-59278/2012, отменяя решения нижестоящих судов, кассационная инстанция указала, что положения аналогичного Минской конвенции Договора между СССР и Федеративной Народной Республикой Югославией «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 24.02.1962 «не затрагивают налоговые правоотношения, относящиеся по своей сути к административному праву», следовательно, процедура апостилирования «в отношении документов, подтверждающих местонахождение иностранных юридических лиц, не отменена».

Таким образом, отмена апостилирования для сертификатов налогового резидентства действует только в том случае, если между государствами заключен договор о сотрудничестве по вопросам налогообложения, в котором прямо указано на отмену такой легализации документов о местонахождении налоговых резидентов договаривающихся сторон.

Примером такой отмены может служить вступившее в силу в 2016 году Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 13.10.2014. В Протоколе № 4 к этому Соглашению прямо указано, что сертификат о постоянном местопребывании не требует легализации или апостиля.
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Проблема с получением апостиля в налоговых отношениях с Казахстаном не перестает быть актуальной, информации о прогрессе в межгосударственных переговорах по данному вопросу нет, несмотря на соответствующее поручение Правительства России, данное еще два года назад. При этом аналогичные вопросы могут возникнуть (и возникают в нашей практике) к неапостилированным сертификатам резидентства из тех государств, с которыми действуют соглашения, аналогичные Минской конвенции: отменяющие требование апостиля, но не регулирующие вопросы налогообложения.

Несвоевременное предоставление требуемых документов может влечь для компаний ощутимые финансовые последствия и риски (например, в виде курсовых разниц при последующем возврате излишне удержанного из-за неприменения СоИДН налога, либо начисление пени до предоставления сертификата при неполном удержании налога).

С учетом данного обстоятельства можно рекомендовать начинать процесс получения апостиля от Минюста России как можно раньше с тем, чтобы к моменту использования сертификата (справки) о налоговом резидентстве успеть получить поддержку в суде.

Специалисты TAXOLOGY готовы оказать юридическую поддержку при оценке рисков и при ведении налоговых споров, связанных со структурированием сделок, осуществлением финансовых операций, трансграничных сделок.
Надеемся, что наш алерт будет полезен в Вашей работе!
Рассылку Taxology читают финансисты, бухгалтеры, юристы, налоговые менеджеры, собственники бизнеса и даже конкуренты. Одна из лучших аналитических рассылок о налогах в России. Подпишитесь и Вы!