Споры об обоснованности учета в расходах при исчислении налога на прибыль затрат на выплату премии работникам далеко не редкость (особенно, когда речь идет о выплате премии в относительно крупном размере), однако ранее, как правило, они разрешались в пользу налогоплательщиков. Претензии налоговых органов в таких спорах, как правило, сводятся к двум моментам:
1) отсутствие мотивировки премии, а также ее расчета в конкретной ситуации;
2) выплата премии при убыточной деятельности организации.
Тем не менее, стоит отметить, что суды в основном последовательно отклоняли обе вышеуказанные претензии со ссылкой на то, что:
- из положений ст. 255 НК РФ не следует, за какие конкретно производственные достижения выплачиваются премии (
Постановление ФАС МО от 29.10.2010 по делу № А40-138789/09), то есть организация-работодатель вправе сама в каждом конкретном случае определять эти показатели.
- налоговый орган не вправе определять экономическую целесообразность расходов, их необходимость для налогоплательщика, и не принимать расходы для целей исчисления налога на прибыль в силу их "несоответствия" данным критериям. В полномочия налоговых органов входит контроль соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, а не контроль над расходами, исходя из собственного видения способов достижения налогоплательщиками экономического результата с меньшими затратами (
Постановление ФАС МО от 06.02.2014 по делу № А40-33091/13).
Если вернуться к рассматриваемому делу, то здесь апелляционный суд отошел от принципа недопустимости для налогового органа определять целесообразность расходов, в том числе при наличии тех или иных экономических показателей деятельности организации.
Тот факт, что результаты доверительного управления налогоплательщиком пенсионными активами являлись убыточными для конечных бенефициаров сам по себе не может свидетельствовать об убыточности деятельности самого налогоплательщика (равно как и более низкие показатели деятельности по сравнению с иными аналогичными организациями). Кроме того, даже убыточность деятельности налогоплательщика (в тех случаях, когда она имеет место) сама по себе не является для признания тех или иных расходов экономически необоснованными, учитывая, что при оценке такой обоснованности определяющее значение имеет сам факт направленности на получение дохода вне зависимости от достижения конкретного результата по итогам определенного периода.
Что касается необходимости конкретного расчета премии для оценки ее экономической обоснованности, то такое требование не следует из положений налогового законодательства.
И наконец, тот факт, что суд кассационной инстанции делает акцент в своем постановлении на «столь значительный размер премии» дает основание предполагать, что при незначительном размере премии суд мог не придать значение ни убыточности деятельности налогоплательщика для бенефициаров, ни отсутствию расчета премии. То есть истинным мотивом отказа в признании выплаченной премии в расходах с большой долей вероятности стал именно размер премии, определение которого как для целей трудового, так и для целей налогового законодательства находится в исключительной компетенции организации-работодателя.
По большому счету суд апелляционной инстанции не опроверг доводов суда первой инстанции относительно вклада премированных работников в достижение экономических показателей организации, а подменил собой работодателя в оценке деятельности своих работников (в частности, согласившись с выводом налогового органа о том, что деятельность одного из работников привела к потере активов по некоторым сделкам).