Несмотря на то, что в упомянутом Определении СКЭС ВС РФ по делу ООО «Ставгазоборудование» был сформулирован положительный вывод о том, что взаимозависимость участников сделки еще не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды (которая также не связана с вопросами цены) в неконтролируемой сделке, у многих оставался вопрос: могут ли быть ситуации существенного отклонения цены от «рынка», которые тем не менее должны квалифицироваться как необоснованная налоговая выгода? (о подобной ситуации мы предупреждали в наших предыдущих алертах по обсуждаемой проблематике).
В качестве примеров приводились дела с отклонением в 30 раз (№
А40-193578/2014 компании «Митрикс Лимитед»), в 60 раз (деле №
А57-4485/15 компании «Фалм-С) и др. В комментируемом Определении получен положительный ответ на этот вопрос: по мнению ВС РФ, который подспудно поддержал верность принципиальному подходу из дела ООО «Ставгазоборудование», «многократное» отклонение свидетельствует о неправомерности действий налогоплательщика. Очевидно, что понятие «многократный» является оценочным, однако из буквального его толкования следует, что отклонение цены, которое трудно объяснить разумными экономическими причинами, не должно быть больше чем предполагаемая рыночная цена – отклонение «в два раза» и менее сложно признать многократным.
Приходится отметить справедливость такого подхода: само по себе отклонение цен от рыночного уровня не должно являться наказуемым, но если оно переходит границы разумного («многократность») и не может быть объяснено никакими адекватными причинами, налогоплательщик не должен извлекать этого выгоду.
Положительное значение комментируемого Определения – в большей степени определенности по данному вопросу. Также следует отметить, что Коллегия обратила внимание на правомерность обложения заниженной выручки НДС. На практике в некоторых делах возникали вопросы о правомерности проверки НДС в сделках между плательщиками налога. Пункт 3 статьи 105.3 НК РФ подтверждает бессмысленность такого контроля (дела №
А72-1222/14, №
А03-24522/14, №
А63-11329/15 и др.).
Суд отдельно обосновал правомерность доначисления НДС именно ссылкой на то, что покупатели зданий применяли УСН, что является основанием для неприменения пункта 3 статьи 105.3 НК РФ. Вероятно, в целом применимость этого пункта к неконтролируемым сделкам не вызывает у судей сомнений.
Однако вопрос, который вызывал наибольшие споры еще до рассмотрения обсуждаемого дела, заключается в том, каким образом налоговые органы должны оценивать размер выявленной необоснованной налоговой выгоды.
В рассматриваемом деле Коллегия согласилась с тем, что налоговые органы фактически не ограничены методами из главы 14.3 НК РФ. Это корреспондирует позиции Минфина России из Письма № 03-01-18/19396от 05.04.2016: «Кодекс не предусматривает закрытый перечень способов оценки размера необоснованной налоговой выгоды в целях доначисления налогов и сборов по результатам налоговых проверок и в то же время не содержит запрета на использование методов, установленных главой 14.3 Кодекса, в целях определения размера необоснованной налоговой выгоды. Таким образом, методы, установленные главой 14.3 Кодекса, являются одним из способов определения суммы необоснованной налоговой выгоды наряду с иными способами, в том числе не предусмотренными Кодексом».
Иными словами, в случае выявления необоснованной налоговой выгоды ее размер может быть определен как через методы в НК РФ, так и любым другим возможным способом. В том числе инспекции вправе привлекать оценщиков, которые вовсе не связаны нормами НК РФ. Как отмечено в комментируемом Определении, законом об оценочной деятельности презюмируется достоверность отчета оценщика. О том, к каким проблемам это приводит на практике, можно прочесть подробнее в
комментарии партнера TAXOLOGY А. Артюха.
Практически это означает, что оценка достоверности метода, примененного налоговым органом, остается полностью на усмотрение суда. Учитывая общее требование состязательности арбитражного процесса, на которое обратил внимание ВС РФ и в этом деле, в подобной ситуации необходима повышенная активность со стороны налогоплательщика. Во-первых, при несогласии с расчетом инспекциинеобходимо выявить ключевые методологические ошибки, допущенные налоговым органом. Они должны свидетельствовать о том, что в отсутствие ряда важных факторов расчет инспекции не является достоверным (одних ссылок на нарушение норм НК РФ недостаточно). Во-вторых, налогоплательщик должен предоставить свой расчет, который будет максимально достоверно отражать ситуацию и учитывать в том числе те факторы, которые были упущены инспекцией. При этом также необходимо быть готовым к назначению в суде дополнительной (судебной) экспертизы рыночности цены на основании статьи 82 АПК РФ.
Только при одновременном сочетании этих двух элементов можно предположить, что суд не согласится с «неправильным» расчетом налогового органа и поддержит налогоплательщика. Одни ссылки на формальную недопустимость отчета оценщика (пункт 9 статьи 105.7 НК РФ) или иные нарушения со стороны инспекции в такой ситуации могут быть оставлены без внимания.
Оценивая обсуждаемое Определение в целом, следует отдельно отметить, что оно продолжает тенденцию создания право применителями отдельной системы проверок рыночности цен в сделках налогоплательщиков параллельно с существующими нормами раздела V.IНК РФ о ТЦО. Эта система направлена на ценовой контроль заведомо более слабых налогоплательщиков (которые не совершают крупные контролируемые сделки), не содержит дополнительных гарантий, таких как симметричные корректировки, связанность налоговых органов методами ТЦО, недопустимость подмены методов отчетами оценщиков и др.
Наиболее разумным, на наш взгляд, в такой ситуации было бы распространение на ценовые проверки неконтролируемых сделок по мотиву выявления необоснованной налоговой выгоды тех же правил, что и на проверки контролируемых сделок. Однако пока суды и налоговые органы двигаются в противоположном направлении.
Более того, резонны опасения по поводу того, что на основе вырабатываемых прямо сейчас правовых позиций этот же подход может быть воплощен уже при проверках собственно контролируемых сделок: ничего не мешает ФНС России при проверке контролируемой сделки «выявить» получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, после чего признать необходимым применение к сделке не методов ТЦО, а расчетного метода (пункт 7 статьи 31 НК РФ), как это сделали суды и налоговый орган в комментируемом деле ООО «Деловой центр Минаевский». Вряд ли такое развитие событий будет оптимальным с точки зрения стабильности условий хозяйствования и правовой определенности, да и целесообразности существования самого раздела V.I НК РФ.