Оба комментируемых события претендуют на звание «события года» в сфере определения кадастровой стоимости.
Правовая позиция КС РФ по вопросу о праве муниципалитетов оспаривать решения комиссии о снижении кадастровой стоимости представляется небезупречной – можно ожидать Особых мнений судей КС РФ по данному вопросу. Примечательно, что в том же Постановлении подчеркнута недопустимость ничем не ограниченного права муниципалитетов на оспаривание кадастровой стоимости – однако, по мнению Суда, такое право все же должно быть при оспаривании решений комиссии.
Во-первых, обоснование этого подхода весьма лаконично, причем сводится оно исключительно к финансовым (фискальным) интересам муниципалитетов. Однако искажение баланса частных и публичных интересов, допущенное КС РФ, не должно обосновываться исключительно мотивами пополнения бюджета. Фактически модель, предлагаемая КС РФ, представляет собой установление квазисостязательности между налогоплательщиком и муниципальным (читай – государственным, публичным) органом в вопросах определения налоговой базы. Очевидно, что в налоговых правоотношениях, основанных на системе властеподчинения, подобная квазисостязательность автоматически влечет фактическое неравенство сторон спора, при котором эффективность защиты интересов налогоплательщика оказывается под угрозой.
Возникают вопросы к порядку рассмотрения таких дел и статусу судебных решений: должен ли суд при оспаривании решения комиссии устанавливать рыночную стоимость, если плательщики вправе требовать этого в другой процедуре? на какие периоды распространяется стоимость по решению суда? и др. – вряд ли все вопросы будут разрешены законодателем.
Во-вторых, таким подходом КС РФ открывает ящик Пандоры – у любого публично-правового субъекта уже в силу финансово-бюджетного статуса есть «законный интерес» избежать снижения налоговой базы и налоговых поступлений. Следовательно, по логике КС РФ, эти субъекты должны иметь право защитить свой «интерес» в том числе в судебном порядке. Отсюда неконституционной можно признать невозможность тех же муниципалитетов или субъектов федерации оспаривать решения налоговых органов, которыми признаются недействительными налоговые доначисления. Опять же, решение налогового органа о возврате переплаты налога на прибыль в результате любого снижения налоговой базы бьет по интересам как федерального, так и региональных бюджетов. Однако само по себе это не должно давать повода соответствующим органам оспаривать в суде принятые в пользу налогоплательщика решения.
Принято считать, что в налоговых правоотношениях государство действует в отношении налогоплательщиков как единый субъект – налоги это неотъемлемый элемент государства. Поэтому судебное оспаривание одним органом решений другого органа, рассмотревшего обращение налогоплательщика и удовлетворившего его, видится достаточно опасным инструментом. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления и отделенности их от органов государственной власти мог бы выступить некоторым обоснованием позиции КС РФ в данном деле, однако в комментируемом Постановлении его позиция обозначена как общеприменимая и не обусловленная особым статусом муниципалитетов, что также вызывает недоумение.
Отдельную проблему образует критерий «существенности», о которой упоминает КС РФ. Впрочем, этот подход еще должен быть конкретизирован законодателем, который вправе прописать более понятные случаи возникновения права на оспаривание решений комиссии.
Остается надеяться, что обсуждаемая позиция не получит широкого распространения и ограничится действительно отдельными случаями очевидно «существенного» изменения кадастровой стоимости решением комиссии.
Формированию этой практики косвенно может поспособствовать и принятие
Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ. В целом, он содержит одно относительно положительное изменение: кадастровая стоимость фактически «замораживается» до 01.01.2020. В условиях тренда на постоянное повышение этой стоимости такая поправка выглядит полезно. С другой стороны, в целом ряде случаев может наблюдаться обратная тенденция: стоимость объекта со временем может уменьшаться как по результатам кадастровой, так и по результатам рыночной оценки. Однако такие изменения учесть будет нельзя – налоговая база фиксируется по состоянию на 01.01.2014, либо на более позднюю дату, если объект был впервые оценен позже. Последующие изменения стоимости в силу закона значения не имеют.
По некоторым данным, именно последний аспект повлиял на выбор даты 01.01.2014 - она была последней перед самым ощутимым за предыдущие годы экономическим кризисом, который должен был повлиять и на результаты последующей кадастровой оценки, снизив ее в целом по стране.
Стоит отметить, что обсуждаемая статья была внесена в закон лишь во 2 чтении, каких-либо пояснений или комментариев от авторов поправок к ней не прилагалось, в связи с чем достаточно сложно установить истинные мотивы появления нормы, содержание которой порой не до конца ясно.
Например, пункт 2 комментируемой статьи предусматривает «пересчет до 01 января 2017» года» стоимости объектов, если она определялась без учета оценки, действовавшей на 01.01.2014 (например, на основании более поздней утвержденной оценки). Вероятнее всего, эта норма призвана привести кадастр в соответствие с требованиями данного закона к 01.01.2017. Однако буквальное прочтение допускает и иное толкование: кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2014, подлежит применению и до 01.01.2017. Иными словами, комментируемая статья может применяться ретроспективно. Такое толкование может быть выгодно в том случае, если в настоящее время кадастровая стоимость объекта выше той, что актуальна на 01.01.2014. Обратная ситуация (более высокая стоимость на 01.01.2014) возможна, но она противоречит как первому пункту той же статьи о применении меньшей стоимости из двух возможных, так и статье 5 НК РФ с запретом на ретроспективное действие ухудшающих положение налогоплательщика норм.
Невысокий уровень законодательной техники комментируемого закона вызывает опасения, что споры по поводу различных аспектов его применения однозначно будут возникать в будущем. Причем нельзя исключать, что в некоторых своих проявлениях данный закон может противоречить принципу экономического обоснования налога и статье 57 Конституции России, «консервируя» налоговую базу на неоправданно высоком уровне.