Минфин России расширил Перечень офшоров с 40 до 91 юрисдикции.
15 июня 2023 был опубликован Приказ Минфина РФ № 86н от 5 июня 2023 «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)», согласно которому в Перечень офшоров добавлены 51 государство из списка «недружественных юрисдикций».
Приказ вступает в силу с 1 июля 2023 г. и будет иметь существенные налоговые последствия для российского бизнеса, имеющего зарубежные компании.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Впервые перечень офшорных юрисдикций был принят 13.11.2007 под номером №108н и применялся для ограничения льгот по налогообложению отдельных видов пассивных доходов, получаемых от иностранных связанных компаний. Изначально включал более 40 государств и юрисдикций, предлагавших безналоговый или низконалоговый режим налогообложения, сверхвысокий уровень конфиденциальности (банковской тайны и нераскрытия персональных данных).
Далее было несколько редакций, которыми отдельные юрисдикции исключались из Перечня (например, Кипр исключили с 1 января 2013 г., Мальту – с 1 января 2015 г., Гонконг - с 2017 г.). Юрисдикции исключались в основном после подписания с ними соглашений об избежании двойного налогообложения и введения внутреннего корпоративного налогообложения.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ
Согласно новому Перечню существенно (с 40 до 91) увеличено количество государств и территорий, признаваемых офшорными зонами в целях российского налогообложения. В основном увеличение произошло за счет включения в Перечень «недружественных» юрисдикций: стран-членов Евросоюза, Великобритании, Швейцарии, США, Канады, Японии, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Австралии, Новой Зеландии.
Данная мера, как и обсуждаемая сейчас инициатива по приостановлению действия Соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) с недружественными государствами представляется «зеркальной» в ответ на включение еще в феврале 2023 г. России в список юрисдикций, не сотрудничающих с ЕС для целей налогообложения. Следствием «включения» РФ в такой список стало применение странами ЕС в отношении выплат российским получателям доходов в том числе повышенных ставок налога у источника в одностороннем порядке и фактически в нарушение действующих СИДН.
Интересно также, что несмотря на то, что активно ведутся публичные дискуссии и предлагается исключить из Перечня офшорных юрисдикций ОАЭ - популярную у российского бизнеса юрисдикцию для структурирования бизнеса, ОАЭ из Перечня пока не исключили, в то время как с 1 июня в ОАЭ официально введен корпоративный налог в 9% и юрисдикцию, согласно формальным критериям, сложно назвать офшорной.
В целом, Приказ Минфина России по увеличению Перечня офшорных юрисдикций показывает, что мера в большей степени политическая, поскольку большинство из добавленных в Перечень «недружественных» юрисдикций по объективным формальным критериям не соответствуют дефиниции «офшора» (не предлагают безналогового или низконалогового режима) и сверхконфиденциальности данных. Нельзя исключать, что со временем при смене политического контекста Список может быть вновь изменен.
НА ЧТО ПОВЛИЯЕТ
Повышается ставка налога на дивиденды
Сейчас согласно пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ дивиденды, полученные российскими организациями от иностранных компаний вне Перечня офшорных юрисдикций облагаются по ставке 0% (так называемая льгота на существенное участие). Соответственно, дивиденды от компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, будут облагаться по ставке 13%. Особенно актуально это в свете параллельно разрабатываемой инициативы о приостановке СИДН с тем же списком «недружественных» юрисдикций, когда российским компаниям при получении дивидендов также не будут доступны и льготные ставки на дивиденды по СИДН.
Расширяется перечень контролируемых сделок по ТЦО
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ сделки с независимыми лицами, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях по Перечню Минфина, приравниваются к сделкам с взаимозависимыми лицами и становятся автоматически контролируемыми сделками при превышении оборота в 120 млн руб.
- прибыль расположенных в этих странах КИК нельзя будет освободить от налогообложения по основанию признания их активными иностранными холдинговыми компаниями или активными иностранными субхолдинговыми компаниями в соответствии с п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ. - будет недоступна «санкционная» корректировка прибыли КИК, расположенных в этих странах (в 2022–2025 годах прибыль КИК можно не облагать налогом у контролирующих лиц ― организаций, если распределению прибыли КИК препятствует действие зарубежных санкций в соответствии с п. 1.2 ст. 25.15 НК РФ).
Прочее:
Не будет освобождения от уплаты налога на прибыль, при получении на безвозмездной основе имущества и (или) имущественных прав от дочерних компаний, расположенных в недружественных юрисдикциях в соответствии с пп. 11 п.1 ст. 251 НК РФ;
Не будет применяться льготная ставка налога, предусмотренная ст. 284.2 НК РФ и 284.7 НК РФ, в отношении дохода от продажи долей/акций компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях;
Не будет применяться упрощенный порядок подтверждения статуса фактического получателя дохода для государственных компаний, в которых участвуют страны из Перечня в соответствии с п. 1.5 ст. 312 НК РФ.
ОЦЕНКА TAXOLOGY
Очевидно, что расширение Перечня офшорных юрисдикций, как и готовящийся Указ Президента РФ о приостановке СИДН делают всё менее эффективным наличие ранее популярных европейских и американских компаний в структурах российского бизнеса: к проблемам с банковскими переводами и логистикой теперь добавляется и существенно большая налоговая нагрузка на такие структуры. С учетом сказанного все более востребованным может стать:
отказ от европейских структур в пользу редомициляции в российских САРах
создание компаний в юрисдикциях Ближнего Востока. Тем более, что с некоторыми из них идет активное подписание СИДН, предлагающих льготные налоговые ставки (Соглашение об избежании двойного налогообложения с Оманом подписано 8 июня 2023 г.), и ведутся переговоры по подготовке СИДН с ОАЭ.
пересмотр привычных договорных структур и методов ценообразования.
Специалисты Taxology совместно с партнерскими офисами будут рады помочь вам выбрать наилучшее решение в структурировании Вашего бизнеса и анализу налоговых последствий как в России, так и за рубежом.