Алерт № 123
Уважаемые коллеги!
Наступление 2022 года традиционно ознаменовано принятием многочисленных налоговых поправок, многие из которых являются существенными. Поэтому для удобства мы постарались соединить воедино наиболее важные новшества грядущего года в алерте №123.

Отмечаем, что прочтение любых алертов и обзоров не отменяет необходимости ознакомиться с первоисточником (ссылки на законы вы также найдете в тексте).
СУТЬ СОБЫТИЯ
На протяжении всего 2021 года законодатель планомерно принимал изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации. Результатом его стараний стал ряд принятых федеральных законов, вносящих многочисленные изменения как в первую, так и во вторую части Кодекса.

В нашем алерте мы предлагаем вниманию читателя краткий обзор наиболее ключевых (но далеко не всех) изменений, внесенных в НК РФ в минувшем году.

Среди принятых законов, на которые следует обратить внимание широкому круга налогоплательщиков:

Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон от 30.04.2021 № 104-ФЗ "О внесении изменений в статью 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ
С нового года временно устанавливается возможность использования особого порядка перечисления налогов и сборов в бюджет: единый налоговый платеж (ЕНП). Он представляет собой специфический платеж, который перечисляется налогоплательщиком на счета Федерального Казначейства без указания в какой бюджет и в счет каких именно налогов и сборов он направляется.

Финальное распределение платежа по соответствующим бюджетам в счет исполнения налоговых обязанностей налогоплательщика произведет налоговый орган на основе имеющихся у него информации согласно установленной кодексом очередности: недоимка, затем налоги, авансовые платежи по ним, сборы, страховые взносы, после пени, проценты, штрафы.

Для перехода на систему ЕНП налогоплательщику понадобится соблюсти следующие условия: (1) провести совместную сверку расчетов с налоговым органом; (2) подать заявление о применении ЕНП в период с 1 по 30 апреля 2022 (включительно), но не позднее 1 месяца после проведения совместной сверки расчетов.

После этого налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕНП, должны будут представлять в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов (авансовых платежей) и страховых взносов по форме, утвержденной ФНС России, не позднее чем за 5 дней до установленного срока уплаты соответствующих налогов (авансовых платежей), страховых взносов.

Эксперимент с применением ЕНП продлится в период с 1 июля по 31 декабря 2022 (включительно).
НДС
С нового года в пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ установлено освобождение от обложения НДС операций по оказанию услуг общественного питания (1) через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах) и (2) вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание).

Для применения освобождения потребуется соблюсти ряд условий: (1) сумма доходов за календарный год, предшествующий году применения освобождения, не должна превышать в совокупности 2 млрд руб.; (2) удельный вес доходов от реализации услуг общепита в общей сумме доходов за календарный год, предшествующий году применения освобождения, должен составлять не менее 70 %; (3) среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за календарный год, предшествующий году применения освобождения, по виду экономической деятельности «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте РФ (последнее условие вступает в силу с 01.01.2024).

Данное освобождение при желании смогут применить и новые, зарегистрированные в 2022-2024 годах налогоплательщики. В случае если организация или ИП будут созданы в 2022 и 2023 годах, они смогут применить освобождение в году своего создания без соблюдения условий о размере, доле дохода и уровне заработной платы. Налогоплательщики, созданные в 2024 году, будут вправе применять освобождение при условии соответствия требованию об уровне среднемесячного размера выплат сотрудникам среднерегиональному уровню.

Необходимо учитывать, что для целей применения освобождения (1) реализация продукции общепита отделами кулинарии розничной торговли и (2) реализация продукции общепита заготовочного характера не признаются услугами по предоставлению общественного питания.

Также на основании пп. 35 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождена реализация эмбрионов, молоди, полученных от племенных рыб, и согласно пп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ снижена ставка НДС для живой форели (за исключением морской) до 10%.
АКЦИЗЫ
Ожидаемо повышены налоговые ставки на ряд подакцизных товаров (алкоголь, табак, автомобили, бензин, дизель, моторные масла).

С нового года вводится акциз на этан и сжиженный углеводородный газ (СУГ) с выдачей соответствующих свидетельств о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана и СУГ Ставка для этана установлена на уровне 9 000 рублей за тонну. Для СУГ по общему правилу 4 500 рублей за тонну. При осуществлении налогоплательщиками–переработчиками СУГ инвестиций в создание новых мощностей и (или) модернизации (реконструкции) действующих мощностей по переработке СУГ свыше 110 миллионов рублей ставка акциза в отношении СУГ подлежит ежегодной индексации вплоть до 01.01.2026 с 4 500 до 7 500 рублей за 1 тонну СУГ.

Переработчики этана или СУГ смогут применять вычет по акцизам с повышающим коэффициентом 2 при условии надлежащего документального подтверждения факта направления этана/СУГ на переработку на новых производственных мощностях.

Также подакцизным товаром признана жидкая сталь, в том числе выплавляемая в мартеновских, индукционных и (или) электрических сталеплавильных печах, при условии, если доля массы лома черных металлов в общей массе сырья, использованного для производства стали, за налоговый период составит не менее 80 %. Налоговая ставка в ее отношении будет определяться формульным способом, зависеть от экспортных цен на такую продукцию и корректироваться на коэффициент, характеризующий рентную долю в размере 2,7%. Напомним, появление данного акциза стало результатом компромисса между крупнейшими металлургами и Минфином России, изначально предлагавшим повысить налоговую ставку по дивидендам для компаний, не осуществляющих капитальные вложения выше определенного порогового значения.

Дополнительно уточнены правила исчисления акцизов с винограда и виноградного сусла, понятие винограда как подакцизного товара приведено в соответствие с положениями Федерального закона от 27.12.2019 № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации».
НДФЛ
С нового года начинает действовать новый социальный налоговый вычет на физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные налогоплательщику, его детям в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет физкультурно-спортивными организациями, ИП, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида своей деятельности и включенным в уже опубликованный перечень соответствующих организаций и ИП (пп. 7 п. 1 ст. 219 НК РФ).

База для вычета ограничена 120 000 рублей, и для его получения как физкультурно-оздоровительные услуги, так и лицо, их оказывающее, должны быть включены в специальные перечни. Вычет предоставляется при предъявлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на оплату физкультурно-оздоровительных услуг, а именно копии договора на оказание физкультурно-оздоровительных услуг и кассового чека на бумажном носителе или в электронной форме.

Семьи с двумя и более детьми будут освобождены от НДФЛ при продаже жилья в целях улучшения своих жилищных условий. Однако для применения освобождения потребуется одновременное соблюдение следующих требований: (1) наличие не менее 2х детей в возрасте до 18 лет (24 лет в случае их обучения по очной форме в образовательных организациях); (2) приобретение нового жилья и осуществление полной оплаты его стоимости в году продажи старого жилья, либо не позднее 30 апреля года, следующего за годом продажи старого жилья; (3) превышение общей площади приобретенного жилого помещения или его кадастровой стоимости над общей площадью в проданном жилом помещении или его кадастровой стоимостью; (4) нахождение кадастровой стоимости проданного жилого помещения в пределах 50 миллионов рублей, (5) отсутствие у налогоплательщика, его супруга (супруги), его детей на дату государственной регистрации перехода права собственности на проданное жилое помещение в совокупности более 50 % в праве собственности на иное жилое помещение с общей площадью, превышающей общую площадь в приобретенном помещении.

С 2022 года повышен возрастной ценз для освобождения от НДФЛ сумм полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для детей работников: против прежних 16 лет освобождение от НДФЛ сумм компенсаций путевок теперь предусмотрено для путевок детей, не достигших возраста 18 лет, а также детей в возрасте до 24 лет, обучающихся по очной форме обучения (п. 9 ст. 217 НК РФ).

В дополнение к действующему п. 6.1. ст. 217 НК РФ на основании п. 6.3. ст. 217 НК РФ будут освобождены от обложения НДФЛ доходы налогоплательщиков в виде грантов, премий, призов и (или) подарков в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, организаторами которых являются НКО, учрежденными в соответствии с указами Президента РФ и НКО, которые учреждены такими НКО, которые будут включены в особый перечень Правительства РФ.

Освобождаются от обложения НДФЛ доходы налогоплательщиков в виде призов в денежной и натуральной форме, полученные за счет средств бюджетов в рамках стимулирующих мероприятий для граждан, принявших участие в вакцинации от новой коронавирусной инфекции (п. 87 ст. 217 НК РФ).

На основании п. 89 ст. 217 НК РФ будут освобождены от обложения НДФЛ доходы в виде оплаты труда работников в размере, не превышающем 12 792 рублей, выплаченные работодателями, которые получили субсидии из федерального бюджета для субъектов МСП и СОНКО в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
С 2022 года в п. 24.2 п. 2 ст. 255 НК РФ установлена возможность учесть в составе расходов на оплату труда затраты на санаторно-курортное лечение даже в случае, когда договор заключен не через туроператора, а напрямую с санаторием.

В п. 2 ст. 262 НК РФ к числу учитываемых при налогообложении прибыли расходов на НИОКР добавлены затраты налогоплательщиков на приобретение (1) исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем и (2) прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности при условии использования приобретенных прав исключительно в целях НИОКР.

В п. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ уточнен порядок учета во внереализационных расходах безвозмездно переданных некоторым некоммерческим организациям денежных средств и имущества. На текущий момент такими организациями- получателями имущества безвозмездно являются СОНКО – получатели грантов и субсидий и иные НКО, включенные в реестр НКО, пострадавших от коронавируса. С нового года вводится единая категория НКО в качестве получателей имущества и денежных средств безвозмездно: НКО, включенные в реестр СОНКО. Порядок ведения указанного реестра установит Правительство РФ.

Перечень неучитываемых при налогообложении прибыли расходов в п. 2 ст. 270 НК РФ пополнился платежами в целях возмещения ущерба, пенями, штрафами, санкциями, перечисляемыми в бюджет. Тем самым была упразднена возможность учитывать по пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ платежи на возмещение причиненного ущерба, перечисление которых осуществляется в бюджеты бюджетной системы РФ.

Временный порядок учета убытков прошлых лет с ограничением в размере 50%, ранее установленный до 31.12.2021, был в очередной раз продлен – теперь до 31.12.2024.

С 2022 года уточнен порядок учета расходов на осуществление работ по реконструкции (модернизации) объектов ОС по окончании их срока полезного использования.

В частности, в абз. 1 п. 2 ст. 257 НК РФ отмечено, что в случаях реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов первоначальная стоимость ОС изменяется независимо от размера остаточной стоимости ОС.

В абз. 3 п. 1 ст. 258 НК РФ предусмотрено, что в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта ОС его срок полезного использования не увеличился, при исчислении амортизации следует применять норму амортизации, определенную исходя из срока полезного использования, первоначально установленного для этого объекта ОС, без учета оставшегося срока полезного использования как раньше.

В п. 5 ст. 259.1 НК РФ уточнено, что начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного списания стоимости объекта амортизируемого имущества, либо выбытия данного объекта из состава амортизируемого имущества по любым основаниям независимо от окончания его срока полезного использования.

В пп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ в перечень доходов, подлежащих налогообложению, выплачиваемых иностранной организации и не связанных с ее предпринимательской деятельностью в РФ через постоянное представительство, аналогично действующим нормам для процентных доходов, выплачиваемых по долговым обязательствам российских организаций, добавлен процентный доход от долговых обязательств ИП и долговых обязательств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство.

С 2022 года утрачивает силу положение п. 10 ст. 258 НК РФ о праве отражения предмета лизинга в учете той стороной, которой данное право предоставлено в соответствии с условиями договора. Это связано с изменениями, вносимыми в ст. 378 НК РФ о том, что для целей исчисления налога на имущество организаций переданное в аренду имущество, в том числе по договору лизинга, подлежит налогообложению у арендодателя (лизингодателя).

Корреспондирующее уточнение коснулось и порядка учета лизинговых платежей, в состав которых включена выкупная стоимость предмета лизинга: такие платежи нужно будет учитывать в составе расходов за вычетом выкупной стоимости предмета лизинга.
НДПИ
Изменения по НДПИ связаны с корректировкой подходов к исчислению налога в отношении товарных руд черных металлов. В частности, перечень видов добытых полезных ископаемых (ДПИ) пополнился апатит-штаффелитовыми, апатит-магнетитовыми и маложелезистыми апатитовыми рудами (пп. 6.1. п. 2 ст. 337 НК РФ). Налоговая база в отношении данных видов ДПИ будет определяться как количество ДПИ, налоговые ставки будут установлены в размере 82, 207 и 132 руб. за 1 тонну руды соответственно (пп. 18-20 п. 2 ст. 342 НК РФ). Показатель Крента для таких руд установлен в значении 1 (пп. 1 п. 3 ст. 342.8 НК РФ).

Изменен порядок определения налоговой базы по НДПИ для калийных солей и железной руды: теперь она будет определяться не как стоимость ДПИ, а как количество ДПИ (пп. 3 п. 2 ст. 338 НК РФ).

Дополнительно повышены ставки для калийных солей, железной руды, коксующегося угля, многокомпонентной комплексной руды, добываемой на территории Красноярского края.

Для апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд коэффициент Крента был увеличен с 3,5 до 7 (п. 1.1 ст. 342.8 НК РФ).
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
Определены особенности исчисления налога на имущество организаций в отношении объектов, прекративших свое существование в связи с их гибелью или уничтожением: исчисление налога в их отношении должно прекращаться с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления налогоплательщика (п. 4.1. ст. 382 НК РФ).

С нового года устанавливается заявительный порядок предоставления налоговой льготы в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 8. ст. 382 НК РФ).

Установлены единые сроки уплаты налога и авансовых платежей по нему (налог подлежит уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; авансовые платежи подлежат уплате в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом) (п. 1 ст. 383 НК РФ).

С нового года исключается необходимость включать в налоговую декларацию сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК РФ).
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
Установлены правила исчисления налога в отношении водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей долевой или общей совместной собственности: сумма налога в подобных обстоятельствах подлежит исчислению для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения, а для каждого из участников совместной собственности - в равных долях (п. 3.2 ст. 262 НК РФ).

Уточнен порядок расчета налога в случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу: исчисление суммы налога (суммы авансового платежа) в таком случае должно производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п. 3.3 ст. 362 НК РФ).

Установлены правила исчисления налога в отношении ТС, право собственности на которое прекращено в связи с его принудительным изъятием: исчисление налога в таком случае должно прекращаться с 1-го числа месяца, в котором такое ТС было принудительно изъято, на основании заявления налогоплательщика, поданного в налоговый орган (п. 3.4 ст. 362 НК РФ).
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ
Установлено право плательщиков страховых взносов - организаций общественного питания на пониженные тарифы взносов в размерах, предусмотренных для организаций и ИП, признаваемых субъектами МСП, при соблюдении ими совокупности следующих условий (п. 13.1 ст. 427 НК РФ): (1) основным видом экономической деятельности является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков, (2) среднесписочная численность работников превышает 250 человек по данным единого реестра субъектов МСП, (3) соблюдается соответствие условиям, предусмотренным пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ для освобождения по НДС.

Сохраняется льгота по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которая предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм, а не только организации, входящие в состав общественных общероссийских организаций инвалидов, уплачивают указанные страховые взносы в размере 60 процентов установленных размеров страховых тарифов к суммам выплат и иных вознаграждений согласно Федеральному закону от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год», которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II или III групп. Также законопроектом 1258299-7 предусматривается распространить указанную льготу на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов на ИП, использующих труд инвалидов, аналогично 2021 году.

Была проиндексирована предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование до 1 032 000 рублей и 1 565 000 рублей соответственно.

ФНС России будет утверждена новая форма расчета по страховым взносам, а Министерством труда и социальной защиты РФ будут внесены изменения в форму Сведения о трудовой деятельности, предоставляемые работнику работодателем (СТД-Р). Проекты соответствующих подзаконных актов уже опубликованы на портале regulation.gov.ru.
Специалисты Taxology готовы оказать юридическую поддержку при оценке рисков и возможностей, связанных с изменениями налогового законодательства и его разъяснений.
TaxAlert для Вас представили:
Алексей Артюх
Партнер
+7 962 365 98 49
artyukh@taxology.ru
Екатерина Сафонова
Эксперт по налогам
safonova@taxology.ru
Надеемся, что наш алерт будет полезен в Вашей работе!
Рассылка
Рассылку Taxology читают финансисты, бухгалтеры, юристы, налоговые менеджеры, собственники бизнеса и даже конкуренты.

Одна из лучших аналитических рассылок о налогах в России. Подпишитесь и Вы!
Подписываясь на рассылку, Вы автоматически соглашаетесь с условиями обработки персональных данных