Практика ФНС России в части выпуска методических рекомендаций и обобщений практики давно заслужила признание у налогоплательщиков: отечественное налогообложение насчитывает достаточное количество «серых зон», в которых ценна уже сама по себе попытка установить пусть любые, но понятные «правила игры».
Комментируемое Письмо не стало исключением – за последние пару-тройку лет множество налогоплательщиков столкнулись с вопросами к расходам на внутригрупповые услуги. Значимая их часть касалась трансграничных операций, однако большинство подходов из Письма применимы и к исключительно внутрироссийским сделкам.
Само Письмо в целом выглядит достаточно взвешенным документом, сглаживающим большое число острых углов, обнажившихся в ходе активных налоговых проверок.
В своих разъяснениях ФНС России не поддержала наиболее радикальные подходы к налоговому контролю. Прежде всего, это касается перечня запрашиваемых в подтверждение услуг документов: их список остается открытым и предельно широким, не сводясь к определенным типам доказательств. Более того, при их запросе «следует исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности», то есть не требовать неадекватные объемы документов, а при постоянном поддерживающем консультировании и обслуживании – не ждать от налогоплательщика договор и акт на каждый телефонный звонок с зарубежным коллегой.
Обозначенный выше алгоритм проверки внутригрупповых расходов не является чем-то принципиально новым: и ранее услуги оценивались на отсутствие дублирования, реальность и экономическую необходимость. Широкую известность в данном контексте получило дело ООО «Русджам» (
А11-9880/2016), где налогоплательщик не смог подтвердить документально оказанные ему турецкой холдинговой компанией услуги. Напротив, входящее в ту же группу ООО «Русджам Стеклотара Холдинг» в своем споре (
А56-88341/2017) смогло убедить суд и даже налоговый орган, который не обжаловал решение в данной части, что ему в числе прочего реально оказывались маркетинговые услуги и услуги по продаже продукции. Налогоплательщик большим объемом доказательств, включая письма третьих лиц, отчеты, показания свидетелей подтвердил реальность услуг. Кроме того, у него в проверяемом периоде не было отдела продаж, эта функция фактически была передана другому лицу на основании договора услуг – и именно такой пример формы оказания услуг фигурирует в комментируемом Письме.
С учетом приведенных в разъяснениях открытых перечней возможных услуг, форм их оказания и доказательств стоит ожидать смягчения требований налоговых органов в части документального подтверждения реальности услуг, что безусловно позитивно для налогоплательщиков.
Пожалуй, наиболее острый вопрос в связи с внутригрупповыми услугами вставал в отношении порядка их ценообразования: нередко налоговые органы требуют от налогоплательщиков детальных расценок, включая почасовые ставки сотрудников иностранной компании, оказывающей услуги, а также детализированные отчеты о затраченном ими времени («тайм-шиты»).
Стоит признать, в Письме предложен довольно радикальный подход к решению данного вопроса: ФНС России обращает внимание территориальных органов на то, что вопрос ценового контроля не входит в их компетенцию, поэтому выверение цены до каких-то точных показателей в рамках налоговых проверок недопустимо. В связи с этим можно вспомнить дело №
А32-8522/2015 ООО «Бондюэль Кубань», где отсутствие стоимостных и временных показателей оказанных услуг выступило основной претензией к приобретаемым услугам. Теперь следует ожидать серьезного изменения подходов к проверке данного аспекта.
Налоговые органы при проверке могут лишь выявлять «аномалии», связанные с нарушением единообразия политики ценообразования в отношении российского налогоплательщика по сравнению с другими компаниями группы в других юрисдикциях или с иными налогоплательщиками, покупающими аналогичные услуги. Налогоплательщики со своей стороны в подтверждение методологии могут предоставлять документацию по трансфертному ценообразованию, хотя в любом случае не обязаны это делать по первому требованию. К тому же последствия выявленных «аномалий» в Письме не раскрыты, причем это касается не только стоимости услуг, но и других аспектов, на которые ФНС России предлагает «обращать внимание». Вероятно, наиболее близким здесь будет подход, предложенный в рамках «хрестоматийного» спора ЗАО «МУМТ» (
А40-62131/2012) с оспариванием не столько стоимости услуг, сколько их реальности в заявленном объеме и отказом в учете соответствующей части расходов.
Не получил ответа и волнующий многих налогоплательщиков вопрос о возможности использования так называемых «ключей аллокации» совокупной стоимости услуг холдинговой компании, оказываемых дочерним обществам в других странах, по которым эта стоимость распределяется на конкретные юрисдикции. При этом в Письме нет и отрицания возможности так называемого «котлового ценообразования» при невозможности разделения такой стоимости по каким-то осязаемым критериям вроде затраченного времени специалистов. Принципиальная правомерность такого метода подтверждена в свое время в известном
Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.05.2010 № 17795/09 (ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен»). Такой метод допускается и в разделе VII Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию, которое не имеет прямого действия на территории Российской Федерации, но фактически принимается во внимание как ФНС и Минфином России, так и некоторыми судами (к слову, рекомендации ФНС Росси во многом соответствуют этому Руководству).
В то же время несмотря на «умолчание» в Письме по данному вопросу следует по-прежнему осторожно относиться к использованию ключей. В Письме приводятся другие критерии, которые могут быть несовместимы с некоторыми случаями использования «котлового ценообразования»: прежде всего, речь об экономической обоснованности или «полезности» приобретаемых услуг для конкретного российского налогоплательщика. Поэтому, например, включение в стоимость услуг на основе «ключей аллокации» расходов холдинговой компании на проведение маркетинговых исследований не связанных с российской компанией рынков и тому подобные услуги будут с высокой вероятностью оспорены налоговым органом. В то же время сказанное не означает и полного отказа от такого метода ценообразования там, где очевидна реальность и «полезность» конкретных оказываемых услуг, но иным методом распределить их стоимость не представляется возможным. Очевидно, этот вопрос будет решаться в каждой отдельной ситуации с учетом обстоятельств именно определенного спора.
Тесно связанной с этим аспектом проблемой является такой вид услуг как разработка внутренних стандартов и политик группы компаний, поскольку не всегда очевидна их применимость и необходимость для ведения бизнеса конкретным российским налогоплательщиком. Как правило, данная группа расходов вызывает наиболее пристальное внимание налоговых органов в силу неочевидности как нужности этих политик, так и их стоимости. В Письме не приводятся примеры или конкретные критерии оценки данного вида услуг, однако очевидно, что налоговые органы будут пристально рассматривать их через призму необходимости и экономической обоснованности в рамках статьи 252 НК РФ. Представляется, что унификация подходов в группе компаний к решению определенных внутренних задач может быть таким оправданием, однако такая унификация должна быть ценна не сама по себе, а для каких-то иных более понятных целей: например, для эффективного взаимодействия подразделений, передачи знаний и компетенций внутри группы и т.п.
Наконец, следует признать справедливым предложенное ФНС России разделение собственно услуг и выставляемой под их видом компенсации так называемых «акционерных расходов». Классические их примеры из практики ОЭСР приведены в Письме: это затраты, связанные с деятельностью холдинговой компании, в том числе на составление консолидированной отчетности, взаимоотношения с инвесторами, биржевую активность, корпоративное управление. Сюда же следует отнести распространенные случаи составления российскими компаниями отчетов для холдинговых структур по текущей деятельности, если такие отчеты не связаны с последующими услугами для операционного управления российской компанией.
Примечательно, что этот подход по сути поддерживается и в судебной практике СКЭС ВС РФ – в
Определении от 26.08.2019 по делу №
А47-9881/2017 (ООО «Уральская металлоломная компания») подчеркнуто, что расходы по внутрихолдинговым сделкам должны осуществляться именно в интересах самого налогоплательщика, а не других компаний группы.
Принимая во внимание заинтересованность самого налогоплательщика в получении отсутствующих у него знаний и компетенций, следует скорее утвердительно ответить на вопрос о допустимости включения в возмездные услуги пресловутого «обмена опытом» между компаниями холдинга, что отрицается некоторыми представителями налоговых органов. В Письме данный пример взаимодействия внутри группы компаний не упоминается, однако с учетом невозможности его отнесения к акционерной деятельности, а также выполнения предложенного в Письме критерия «полезности» для самого налогоплательщика, вероятно, плата за «обмен опытом» принципиально допустима.
В Письме прямо отмечается, что оно охватывает исключительно вопросы учета внутрихолдинговых услуг в составе расходов, поэтому в нем не освещены иные налоговые аспекты таких отношений – например, проблематика вычетов по НДС в случае обложения «нереальных» услуг налогом (вероятно, в данном случае вычет фактически уплаченного по нереальным услугам НДС все же можно получить по аналогии с правовой позицией из
Определения СКЭС ВС РФ от по делу №
А40-189344/2014 ООО «Виноконьячный завод «Альянс-1892»), а равно взимания налога с доходов иностранных организаций у источника выплаты. Не вызывает сомнений, что нереальные услуги будут облагаться налогом как «иное распределение прибыли», либо как выплата дивидендов – в судебной практике последних лет достаточно примеров такого подхода (включая упомянутое выше дело №
А11-9880/2016 ООО «Русджам»). Представляется, что аналогичная судьба постигнет и реальные, но экономически неоправданные услуги вроде компенсации тех же «акционерных расходов».