В рамках камеральной проверки расчета 6-НДФЛ налоговый агент не обязан представлять истребованные налоговым органом документы, подтверждающие необлагаемость НДФЛ выплат в пользу физлицВ ходе камеральной проверки расчета 6-НДФЛ налоговый орган на основании полученных от третьих лиц (банков) сведений установил, что налоговый агент не отразил в нем часть выплат в пользу физических лиц. В связи с этим налоговый орган истребовал у налогового агента ряд документов: штатное расписание, положение об оплате труда, табель учета рабочего времени, документы бухгалтерского учета, кадровые документы, документы по расчетам с персоналом по оплате труда, авансовые отчеты и т.д.
Налоговый агент пояснил, что спорные выплаты физлицам произведены в качестве компенсации командировочных расходов или иных выплат, не подлежащих включению в налоговую базу по НДФЛ в соответствии со ст. 217 НК РФ. По этой причине указанные суммы не были отражены в расчете 6-НДФЛ.
Однако при этом налоговый агент не предоставил документы, подтверждающие выплату спорных сумм физическим лицам в качестве командировочных расходов, возмещения затрат на хозяйственные нужды и пр., ссылаясь на положения п. 7 ст. 88 НК РФ, согласно которым при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогового агента дополнительную документацию.
В итоге налоговый орган доначислил НДФЛ со спорных сумм, что и стало причиной возникновения налогового спора.
Суды первой и апелляционной инстанции рассмотрели спор в пользу налогового органа, исходя из того, что непредставление истребованных документов налоговым агентом можно расценить как недоказанность налоговым агентом факта отсутствия у него обязанности по исчислению НДФЛ со спорных сумм.
Суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов и рассмотрел спор в пользу налогового агента, указав следующее.
Право налогового органа истребовать у налогоплательщика документы, необходимые для проведения налоговой проверки, установлено ст. 93 НК РФ. Вместе с тем данным правом в условиях проведения камеральной налоговой проверки налоговый орган может воспользоваться с учетом ограничений, которые, в частности, установлены п. 7 ст. 88 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации налоговым органом, равно как и нижестоящими судами, налоговому агенту вменена обязанность по представлению документов, которая ст. 88 НК РФ не установлена.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая отсутствие у налогового агента в рамках камеральной проверки обязанности по подтверждению целевого характера выплат физическим лицам, исключающего возникновение объекта обложения НДФЛ (т.е. выплат, декларирование которых не предусмотрено), у налогового органа не имелось правовых оснований для вменения ему обязанности по исчислению НДФЛ со спорных сумм по факту непредставления соответствующих документов.
(постановление АС Уральского округа от 21.04.2025 по делу № А47-7677/2024 ООО "МиСТ")Суд признал, что принятие налоговым органом налоговых деклараций от контрагента налогоплательщика было правомерным и не нарушило прав последнегоКонтрагент налогоплательщика представил в налоговый орган первичные и уточненные декларации по НДС, уплатив по ним НДС в полном объеме. После назначения другого руководителя контрагент снова представил уточненные декларации по НДС, но уже с уменьшением НДС к уплате. При этом данные декларации были представлены уже после того, как была досрочно прекращена аккредитация связанного с этим контрагентом удостоверяющего центра (электронный документооборот).
При этом в отношении самого налогоплательщика проводилась налоговая проверка, по итогам которой ему было отказано в вычетах по НДС по данному контрагенту. В связи с этим налогоплательщик счел, что причиной такого отказа стала подача контрагентом спорных уточненных деклараций, которые в данном случае были представлены контрагентом со ставшей недействительной электронной подписью и не должны были приниматься налоговым органом. Но поскольку они все-таки были приняты, то по ним должна была быть проведена камеральная проверка, но налоговым органом этого сделано не было.
Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, указав следующее.
Административная процедура по приему налоговых деклараций, представленных в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, выполняется налоговыми органами в соответствии с Административным регламентом. В данном случае спорные уточненные налоговые декларации по НДС подверглись автоматизированным проверкам программными средствами налоговых органов на наличие оснований для отказа в приеме, предусмотренных п. 19 Административного регламента, после чего были приняты налоговым органом.
Несмотря на досрочное прекращение аккредитации аккредитованного удостоверяющего центра, выдавшего руководителю контрагента сертификат ключа проверки электронной подписи, в отсутствие сведений о дате внесения записи в реестр сертификатов о прекращении действия сертификата ключа проверки электронной подписи руководителя, а также проведенной в установленном автоматизированном порядке проверки действительности его квалифицированной электронной подписи и при наличии сведений в ЕГРЮЛ об этом руководителе, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в принятии спорных уточненных налоговых деклараций.
Кроме того, спорные декларации отражены в реестре деклараций с истекшим сроком давности, не отражены в карточке расчетов с бюджетом, на ранее возникшие налоговые обязательства не повлияли. Поскольку налоговым органом не выявлено нарушений по этим декларациям, то и акты проверки по ним не составлялись.
Налогоплательщику же отказано в спорных вычетах по НДС потому, что судами по другому делу установлено, что им был создан фиктивный документооборот по взаимоотношениям с данным контрагентом.
(постановление АС Уральского округа от 16.04.2025 по делу № А47-11823/2023 ООО "Аквилон")Суд признал незаконным бездействие налогового органа в виде неознакомления налогоплательщика в полном объеме с материалами налоговой проверкиВ отношении налогоплательщика была проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой налоговый орган поставил под сомнение реальность хозяйственных операции налогоплательщика с некоторым контрагентами. Далее налогоплательщику был направлен акт проверки с приложениями и вынесены решения о привлечении его к ответственности и об отказе в возмещении НДС.
Между тем, налогоплательщик счел незаконным невручение ему налоговым органом для ознакомления налоговых деклараций и полных банковских выписок спорных контрагентов, ссылаясь на то, что решение содержит ссылки на данные документы в качестве подтверждения выводов о номинальности контрагентов, транзитном характере движения денежных средств по счетам, отсутствии расчетов между ними по заявленным сделкам, а также неотражения (отражения) тех или иных операций в книгах покупок или продаж налоговых деклараций по НДС.
Налоговый орган, в свою очередь, сослался на то, что налоговые декларации и выписки по расчетным счетам являются, соответственно, налоговой и банковской тайной, а потому предоставляются налогоплательщику в виде выписок, которые приведены в тексте решения о привлечении к налоговой ответственности. Сам же по себе факт невручения банковских выписок в полном объеме или полных книг покупок и продаж контрагентов и субконтрагентов вне связи с конкретными операциями или платежами является слишком общим для постановки вывода о том, что он нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
В связи с неполнотой представленных ему налоговым органом сведений налогоплательщик обратился в суд, и спор был рассмотрен в его пользу исходя из следующего.
В том случае, если в качестве доказательств по делу о налоговом правонарушении используются сведения об отдельных операциях по счету, документ прилагается к акту налоговой проверки в виде выписки. Однако в том случае, если имеющий отношение к делу о налоговом правонарушении факт может быть подтвержден только полной выпиской по операциям на счете (например, факт осуществления транзитных платежей только либо преимущественно между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций), такой документ должен быть приложен к акту налоговой проверки в полном объеме.
В данном случае обстоятельства, имеющие отношение к делу о налоговом правонарушении и подтверждающие выводы налогового органа, могут быть подтверждены только полной выпиской по операциям на счете и полными сведениями налоговых деклараций (в части разделов 8, 9 налоговых деклараций) контрагентов за те периоды, на которые имеется ссылка в решении налогового органа. Между тем к акту налоговой проверки и решению эти документы не были приложены, налогоплательщик был лишен права ознакомиться с ними.
(постановление АС Уральского округа от 16.04.2025 по делу № А76-15416/2024 ИП Мартыненко)