Алерт № 33
Алерт № 33
Уважаемые коллеги!
Первое дело о применении норм о трансфертном ценообразовании передано в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
СУТЬ СОБЫТИЯ
*
ОЦЕНКА TAXOLOGY
За последние дни это уже вторая новость, объединяющая проблему ценовых проверок в неконтролируемых сделках и Верховный Суд. Ранее в нашем алерте № 37 мы уже писали о решении Судебной коллегии по административным спорам по делу об обжаловании письма Минфина России от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145, в котором дано широкое толкование сферы применения ст. 105.3 НК РФ применительно к полномочиям территориальных инспекций при контроле за ценами (решение Верховного Суда РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

Теперь можно ожидать, что свое мнение по аналогичному вопросу выскажет и Экономическая коллегия ВС РФ. Причем рассмотрение судьями конкретного налогового спора, а не обжалование абстрактного нормативного разъяснения, позволяет надеяться на более четкие и понятные выводы суда по сравнению с упомянутым решением ВС РФ от 01.02.2016.

Как следует из краткой мотивировочной части Определения от 26.02.2016 № 308-КГ15-16651, к обсуждению предлагается вопрос о формальной правомерности ценового контроля с учетом ограничений пункта 3 статьи 105.3, который предоставляет полномочия по опровержению презумпции рыночности цены в сделке только ФНС России.

В судебной практике есть примеры, когда судьи отвергают право районных инспекций проверять соответствие рыночному уровню цен в сделках между взаимозависимыми лицами (например, дело № А40-41524/15) именно со ссылкой на эту норму. Однако известно, что в последнее время все чаще суды стали занимать противоположную позицию. Безусловно, ожидаемое Определение ВС РФ по комментируемому делу должно поспособствовать установлению единообразия в данном вопросе.

С учетом того, что упомянутое решение ВС РФ от 01.02.2016 оставило после себя некоторые вопросы, можно надеяться на их разрешение как раз в данном деле. Одним из таких вопросов должна стать, например, правомерность доначисления ООО «Ставгазоборудование» недоимки по НДС с учетом того, что его контрагенты также являлись плательщиками налога (п. 4 ст. 105.3 НК РФ прямо выводит такую ситуацию из-под ценового контроля).

Другой вопрос, который так и не был однозначно разрешен в решении ВС РФ от 01.02.2016, сводится к соотношению ценового контроля и необоснованной налоговой выгоды. В комментируемом деле определенные надежды связаны с тем, что рассматривать его будут бывшие судьи ВАС РФ. Президиум ВАС РФ уже касался данного вопроса в Постановлении 28.10.2010 № 8867/10, в котором прямо сформулирована следующая позиция: при вменении налогоплательщику получения необоснованной налоговой выгоды невозможно ставить под сомнение хозяйственную операцию в части. В подобных случаях Кодекс предусматривает проверку соответствия примененных налогоплательщиком цен с учетом положений статьи 40 Кодекса при наличии к этому оснований, установленных пунктом 2 названной статьи.

Иными словами, необоснованная налоговая выгода не может сводиться к применению нерыночной цены в сделке – это явления разного порядка. Налоговая выгода ассоциируется с вопросами реальности операций, деловой цели, экономического существа сделок и т.п. (см. Постановление Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006), которые никак не пересекаются с рыночным уровнем цен.

Примечательно, что в Президиум ВАС РФ указанное дело было передано также коллегией судей во главе с Т.В. Завьяловой, которая сейчас рассмотрела кассационную жалобу ООО «Ставгазоборудование».

К сожалению, из текста комментируемого Определения от 26.02.2016 № 308-КГ15-16651 не ясно, какие именно нарушения в методах определения рыночной цены и порядке признания лиц взаимозависимыми усмотрел суд. Вместе с тем, можно ожидать, что по результатам рассмотрения дела будут предложены подходы по этим вопросам, которые также можно будет с пользой использовать в практике.
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
В случае если Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ поддержит доводы налогоплательщика о нарушении инспекцией п. 3 ст. 105.3 НК РФ, можно будет ожидать существенного сокращения попыток налоговых органов провести ценовую проверку неконтролируемых сделок. Стоит надеяться, что Определение коллегии вместе с решением ВС РФ от 01.02.2016 внесет в этот процедурный вопрос ясность, которая до этого была нарушена многочисленными разъяснениями Минфина и ФНС.

Несмотря не то, что в настоящее время определения Судебной коллегии по экономическим спорам не имеют обязательной силы и практикообразующего значения для нижестоящих арбитражных судов, как правило, судьи «на местах» все же учитывают позицию ВС РФ, соответственно, налогоплательщики могут смело ссылаться на них.

Тем не менее, пока Минфин и ФНС России придерживаются противоположной точки зрения на рассматриваемую проблему, ожидать полного окончания ценовых налоговых проверок неконтролируемых сделок не приходится. Тем более, что решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383 ФНС России уже истолковала в пользу своего видения вопроса. В такой ситуации вряд ли можно надеяться на снижение числа налоговых споров по обсуждаемой проблеме, однако шансы на победу в таком споре с помощью суда возрастут.

Представляется, что окончательно данное противостояние налогоплательщиков и налоговых органов должно быть разрешено даже не судьями, а законодателем, однако в отсутствие активности со стороны последнего остается ожидать ясности хотя бы со стороны Верховного Суда Российской Федерации.
Надеемся, что наш алерт будет полезен в Вашей работе!
Работники финансово-бухгалтерских служб, юристы и собственники бизнеса читают нашу рассылку.
Один из самых оперативных и профессиональных новостных каналов о налогах.
Подписываясь на рассылку вы автоматически соглашаетсь с условиями обработки персональных данных