Партнер юридической компании Taxology Алексей Артюх указал, что, действительно, законом предусмотрен формальный критерий для налогообложения имущества по кадастровой стоимости – включение в соответствующий перечень уполномоченным органом. «Перечень утверждается в конце предыдущего налоговому периоду года, поэтому орган, очевидно, не имеет возможности при составлении перечня учесть объект, введенный позднее уже в течение налогового периода. В этом смысле нарушений закона в деле заявителя не усматривается. Оспаривать бездействие государственного органа можно в том случае, если ввод произошел до утверждения перечня на очередной год, но внесения объекта так и не произошло», – пояснил Алексей.
По мнению Алексея Артюха, КС РФ прав в утверждении, что оба порядка исчисления налога на имущество (исходя из среднегодовой или кадастровой стоимости) по умолчанию стремятся к обеспечению справедливого налогообложения, поэтому налог является обоснованным независимо от порядка взимания. Эксперт подчеркнул, что альтернативный порядок сам по себе не является льготой, поэтому не должен порождать особых ожиданий у налогоплательщика. И сама по себе установленная процедура не выглядит дискриминационной, поскольку обеспечивает правовую определенность в вопросе определения налогообложения по кадастровой стоимости за счет понятного и ясного, открытого включения в перечень облагаемого имущества, считает он.